Фрагменты из разных бесед журналистов с Предстоятелем Украинской Православной Церкви (УПЦ) блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

– Ваше Блаженство, должна ли Церковь вмешиваться в политику? Если да, то как следует найти в этой сфере золотую середину?

– Церковь должна заниматься своим непосредственным делом – помогать людям обрести Бога и стремиться к вечной жизни. Это задача из задач, самая высокая вершина из того, к чему нужно прикладывать каждому члену Церкви дарованные Всевышним способности и таланты. На фоне этого меркнет все остальное. Борьба за мировое господство, планы всемирных завоеваний или глобальные геополитические противостояния по своей значимости уступают сражению даже за одну душу, за определение ее судьбы в вечности. Ведь победа в какой-либо политической или идеологической баталии, пусть и планетарного масштаба, принесет всего лишь временный результат. Рано или поздно на место утвердившихся идей придут новые концепции, на место одних гегемонов – другие, и так далее по большому кругу. И только вечные вопросы останутся вечными. Именно поэтому Церковь не должна погружаться в политику. Это обедняет ее, сводит безграничный потенциал Церкви к решению сиюминутных задач.

– Вы прикладываете усилия для продвижения концепции «русского мира»? Об этом очень часто говорят представители других православных конфессий Украины…

– Я не знаю, на чем строятся их утверждения. Любой человек может поднять мои высказывания за последние годы, проповеди, статьи и интервью, а также официальные документы Украинской Православной Церкви. Он нигде не обнаружат продвижения какой-либо политической концепции или идеи.

Великий пост

Великий пост

Господь возложил на меня послушание Предстоятеля, который ответственен за единство и сохранность нашей Церкви, за избежание в ней расколов и распрей. Исходя из этого, мне даже не приходит в голову мысль о том, чтобы так или иначе заниматься политикой. В любом ее проявлении. Ведь наша Церковь включает в себя людей с разными идеологическими взглядами, и Предстоятель обязан объединять, а не разъединять их. Мы все должны в первую очередь стремиться ко Христу. Ведь только Господь может указать нам путь, как разрешить в нашей стране даже самые непоправимые противоречия и противостояния.

– Как вы оцениваете ситуацию на востоке Украины?

– Там идет война, в которой и с одной, и с другой стороны гибнут украинцы. Если от пуль умирают жители нашей страны, то значит, брат убивает брата, а это неприемлемо ни при каких условиях. Нужно убрать эмоции, научиться воспринимать горькую правду и слышать друг друга. И конечно же, использовать даже малейшие шансы на мирное урегулирование конфликта.

Господь четко сказал, что блаженны миротворцы. Именно миротворцы, поскольку они ставят заслон на пути разрастания мирового зла. Чем больше агрессии, насилия, взаимной ненависти, тем страшнее становится этот мир. Здесь все взаимосвязано, и любой масштабный конфликт подобен ядерному взрыву в духовной сфере. Его «радиация» незримо отравляет людей, находящихся даже вдалеке от горячей точки. В первую очередь пробуждая в них неприятие, а затем и ненависть к тем, кто думает не так, как они.

– Многие утверждают, что Украинская Церковь – не патриотическая. Они правы или ошибаются?

– Можно по-разному проявлять свой патриотизм. Кому-то больше нравится показывать свою любовь к государству и народу с помощью громких заявлений, которые полностью соответствуют превалирующим общественным настроениям. Кому-то больше по душе отыскивать признаки отсутствия патриотизма у других. А кто-то просто тихо и без лишнего шума продолжает трудиться на благо своей родины. Нам больше всего подходит третья категория. Мы хотим сохранить единство народа и страны. Для нас является неприемлемым навешивать ярлыки на кого-либо в нашем государстве. Сейчас нужно просто еще больше засучить рукава и оказывать поддержку там, где она более всего необходима. Речь идет о помощи пострадавшим от боевых действий регионам, где люди голодают и не имеют даже самых элементарных лекарств, о поддержке беженцев, опеке над ранеными солдатами и инвалидами войны на востоке, реабилитации тех, кто прошел через огонь и пули. И УПЦ это делает в меру своих сил и возможностей.

Захват правым сектором храма Московского Патриархата

Захват правым сектором храма Московского Патриархата

Синодальный отдел по социально-гуманитарным вопросам как представитель УПЦ стал первой религиозной организацией на Украине, которая вошла в состав структур ООН по линии реализации гуманитарных программ. При этом представители этой авторитетной международной организации признают значимость роли УПЦ не только как партнера по вопросам предоставления гуманитарной помощи, но и как действенного механизма примирения.
Война рано или поздно закончится. И чтобы страна смогла пережить ее последствия без чрезмерных колебаний, уже сейчас нужно пытаться связывать людей, находящихся по разные стороны разграничительных линий, невидимыми нитями любви и взаимоподдержки. Только так мы сохраним наше единство, единство народа и страны. Вот именно в этом я и вижу проявление настоящего патриотизма.

– Что делать с тем, что сегодня УПЦ пытаются искусственно отдалить от народа? Как это вообще возможно?

– Посмотрим на православные монастыри Украины, ведь известно, что именно монашество есть соль веры всего народа. Так вот, Украинская Православная Церковь на территории всей страны сегодня имеет 240 монастырей, в которых подвизаются 4873 монаха, в то время как общее число других монастырей, претендующих на принадлежность к православию, – 70, и в них 191 монах. Факты, как говорится, вещь упрямая.

– А если нам приходится вступать в дискуссию с людьми, которые думают и живут не так, как мы, в каком случае нам нужно пытаться что-то объяснить им, а в каком – лучше воздержаться?

– Если человек старается пребывать в молитве, с Богом, у него вырабатывается определенный навык общения с Ним, и человек начинает понимать, как распознавать волю Божию. Совесть такого человека и внутренний духовный опыт верно подсказывают ему, в каком случае следует вступать в полемику, а в каком случае – воздержаться. Если человек не достиг такой меры, ему сложнее распознавать волю Божию, но и он пусть старается разобраться со своей совестью и очищать ее.

Церковь не ищет крайних в любом человеческом конфликте, а пытается достучаться до совести каждого

Церковь не ищет крайних в любом человеческом конфликте, а пытается достучаться до совести каждого

– Как Церкви реагировать на информационные войны?

– Во все времена, включая и недавнее советское время, Церковь пребывала в оппозиции к власти, так было и во времена Христа, и в первые века христианства. Против Церкви всегда воздвигалась информационная война, и наше время не является исключением из всей истории распространения Христова учения среди людей. Церковь сеет семена веры – и там, где они падают на вспаханную землю, то есть в сердца людей, ищущих Бога, там эти семена дают хороший урожай. А если в сердце человека – неверие и гордость, то Христовы заповеди не находят в таких сердцах живого отклика. Такой человек не воспринимает Церковь как живой организм, связывающий человека с Богом, и начинает прислушиваться к лукавым словам диавола, отвращающего человека от Церкви. Поэтому если мы попадаем в поле боя информационной войны, то это является для каждого из нас испытанием на нашу веру и духовную стойкость.

– Как, по вашему мнению, можно побороть те негативные стереотипы, связанные с Церковью и духовенством, которые бытуют в нашем обществе? И каким должен быть богослужебный язык в украинских храмах?

– Людям свойственно принимать «по одежке» и провожать «по уму», то есть человек воспринимает другого человека внешне и, только общаясь с ним, понимает внутренний мир своего собеседника, его духовные ценности и способности. Поэтому очень важно помнить это всем христианам – и мирянам, и священникам: стараться в быту и ежедневной жизни не стать соблазном для ближнего, который еще не познал духовных истин и не может относиться с равной любовью ко всем окружающим.

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

А по поводу украинского языка скажу следующее: язык богослужения у нас – церковнославянский. Мы, украинцы, принадлежим к семье славянских народов и служим на древнем славянском языке, который оставили нам великие наши учителя – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Греки, между прочим, служат на старогреческом языке, грузины – на старогрузинском, румыны – на церковнорумынском, англоязычные народы служат на староанглийском. То есть все православные народы, в том числе и славяне, имеют свой богослужебный язык. А проповедь в храмах Украины сегодня произносится на том языке, на каком общается большая часть прихожан, в подавляющем большинстве это проповедь на украинском языке, который является официальным для ведения документации УПЦ, для официального сайта, теле- и радиопрограмм.

– Правящие элиты, которые приходят к власти в результате выборов, формируют тот или иной политический курс государства. Как в этом разрезе должна позиционировать себя Церковь?

– При любой власти Церковь должна молить Бога о милости для своей страны и о том, чтобы Господь даровал властям мудрость и духовное рассуждение в политико-социальном выборе будущего для всего государства.

– Почему до сих пор не решен вопрос церковного раскола на Украине?

– Эту проблему нельзя решить путем осуществления простой юридической или организационной процедуры. Раскол – это отпадение от Бога, от Тела Христова, которым является Святая Церковь. Это шаг своеобразного духовного характера, приводящий к потере Божией Благодати, которую невозможно восполнить подписанием документа о слиянии двух или трех Церквей в единое целое. Нужно предпринимать шаги в тысячу крат более серьезного масштаба. В первую очередь я говорю о покаянии перед Богом за отступничество. Если этого не сделать и упорно пытаться решить проблему раскола административным путем, все может закончиться очень плачевно.

Только Господь может указать нам путь, как разрешить даже самые непоправимые противоречия и противостояния

Только Господь может указать нам путь, как разрешить даже самые непоправимые противоречия и противостояния

– Сегодня много говорят об интеграции нашей страны с ЕС, необходимости ее более тесного сотрудничества с НАТО и т.д. Должна ли Церковь комментировать геополитические, политические, экономические процессы, происходящие внутри и вокруг Украины?

– Церковь не должна комментировать ни геополитические, ни экономические, ни какие-либо другие процессы на Украине или за ее пределами. Церковь комментирует или, точнее говоря, возвещает миру Божий закон и призывает всех подчиняться этому закону. Кроме того, Церковь отделена от государства, что записано и в Конституции. Другое дело, что каждый верующий является гражданином своей страны, и в частной беседе он не может не скрывать своей тревоги или радости по поводу того или иного события, касающегося будущего своей родины. Радости сегодня, к сожалению, мало, а вот о тревоге, которая возникает по поводу сближения с Западом, сегодня говорят все православные. К сожалению, страны Запада традиционно ориентированы на развитие и совершенствование только финансово-экономических уровней своего общества, духовные ценности у них воспринимаются всего лишь как культурно-нравственный аспект общества. А о Боге как о Личности и Объекте жизни каждого гражданина там и речи нет.

– Посоветуйте, пожалуйста, как быть мужественным сегодня?

– Мужество – это движение против течения, как известно, только мертвая рыба беспрепятственно течет, куда течет и река, а живая рыба плывет против течения, к чистому источнику и первозданному окружению. К настоящему мужеству способен только тот, кто стяжал хоть какую-то меру смирения.

– Говорят, что в любом бытовом конфликте виноваты обе стороны, может, одна больше, другая меньше, но обе. Можно ли считать, что в том, что против УПЦ сегодня ополчились и раскольники, и радикалы, и даже некоторые «свои», есть и наша вина? Или, следуя словам Господа, не стоит переживать, потому что Церковь всегда будет гонима, как и Он?

– Виноват тот, кто забыл, что Церковь не ищет крайних в любом человеческом конфликте, а пытается достучаться до совести каждого и напомнить, что люди никогда не разберутся, кто прав, а кто виноват, без Бога, а от Бога нас отдаляет грех. И как только мы попытаемся себя очистить – мы уже по-другому будем воспринимать ближнего, мы не захотим его судить, а, наоборот, попытаемся, ради Бога, его понять и простить.

– А как научиться прощать?

– Бог прощает человеку все, в чем человек кается. Если человек грешит и не кается, то он не получает прощения. И это не потому, что Господь не хочет его простить, а потому, что такой человек не может вместить в себя благодать прощения. И мы также должны прощать людям все, даже тогда, когда они нас не понимают.

– Чего бы вы желали для Украины и украинского народа?

– В первую очередь мира. Чтобы люди одной крови, а часто и одной веры не убивали друг друга, а вместе – плечом к плечу – строили сильную и процветающую Украину. И конечно же, стремления к единению с Богом. Господь – наш путь, истина и жизнь (см.: Ин. 14:6). С Ним мы преодолеем все препятствия. Нужно только верить и от всего сердца молиться Ему. Как и научиться прощать своих ближних.

Комментарии закрыты