Протоиерей Геннадий Заридзе о смысле жизни человека и его предназначении 

Если человек не ищет смысла жизни и, в конце концов, не находит его в жизни духовной, то он живет напрасно, не интересно и заканчивает свою жизнь трагически, так как, с точки зрения бытового сознания, смерть является обязательным трагическим концом каждого человека. Какой же тогда смысл в нашем биологическом существовании? А ведь человек по своему замыслу ничем не меньше Ангелов. Подобного ему существа нет во всей Вселенной. Господь, создавая человека, наделил его телом, из-за чего он был «своим» в вещественном мире, а дух и душа делали человека «своим» в ангельском мире. Он должен был с помощью благодати Божией одухотворять землю и сделать ее подобной Царствию Небесному. Человек имел другое, нежели сейчас, устроение и всем своим существом был устремлен к духовному, а физически ни от чего не страдал: ни от голода, ни от холода, ни от жажды, он не горел в огне, не мог утонуть. Он был бессмертен. Основной его задачей было стремление к Богу, духовное возрастание, обожение. 

И вот человек послушал дьявола, падшего ангела, который сам был существом злобным, ненавидящим всех и вся, когда-то решившим, что может управиться с окружающим миром не хуже, чем Господь. Поставив знак равенства между собой и Богом, тогда еще ангел отринул от себя благодать Святого Духа и стал абсолютно несчастным существом, замкнутым на себе, не способным никого полюбить. Сатане необходимо было отторгнуть человека от Бога, поставить между ними стену. И человек, не устояв в любви и послушании, поддавшись на дьявольское прельщение, оттолкнул тем самым Господа от себя. У него был шанс покаяться, но он им не воспользовался, и стена между Богом и человеком возникла. После изгнания из рая Адам и Ева каялись каждый день, осознав, что они потеряли, и через 600 лет были Богом прощены, но механизм воздаяния за первородный грех завертелся, и все человечество оказалось под проклятием. И мы – наследники этого процесса, но также мы наследники смерти и Воскресения Христа. В этом величайшая милость! Неописуемая радость! И главное – сила, которую нам дает Господь, сила Его любви, Его Воскресения, Его победы над смертью, которую Он совершил. Он попрал человеческую глупость, человеческую злобу, предательство.

Человек должен объективно оценить свое собственное падение, свою собственную недуховную жизнь, свою лень и осознать, что сам с этим справиться не в состоянии. Он должен своим собственным волевым решением обратиться к Богу, и тогда Господь даст силы справиться с нашими духовными проблемами. Мы должны начать борьбу со своим горделивым «я». Но если хоть что-то, что будет получено от Бога, мы присвоим себе, то перечеркнем это, уничтожим своим собственными руками, попрем это своей гордыней и тщеславием. 

Чтобы ни происходило в нашей жизни, мы всегда должны сохранять симфонию духа, души и тела, то есть гармонию соединения нашей воли с волей Божией. Если этого нет, то и духовной жизни тоже нет. Мы можем вычитывать много молитв, делать много поклонов, поститься, но это ни к чему не приведет, так как молитва и пост – это только инструмент, а инструмент, который ради инструмента применяется, ничего сам по себе не порождает. 

По этому поводу есть очень простой пример: одна женщина читала много молитв, ходила в храм, не пропускала службы, но благодать ее не касалась. И это продолжалось несколько лет. Она задала вопрос только что рукоположенному священнику, а он, в свою очередь, стал спрашивать: «Молитесь? В храм ходите?» Она отвечает: «Да, конечно». И тут батюшка задает, казалось бы, не относящийся к разговору вопрос: «А дома у вас порядок?» Женщина отвечает: «Нет, батюшка, некогда. Все в храме да в храме». А он ей и говорит: «Ну вот, наведите дома порядок». Женщина пошла домой, весь день убирала, к вечеру очень устала, уборку закончила и села отдохнуть. И тут – коснулась ее благодать! Как вы думаете, почему? Она смирилась!Все, что она делала до этого – вычитывала все молитвы, ходила в храм, постилась – она делала не по смирению, а уборку сделала, смирившись, по послушанию. Если мы не смиряемся, то входим в конфликт с Богом, а Господь смотрит не на то, что мы пытаемся позиционировать, а на то, что у нас в сердце.

Человек представляет собой трехсоставное существо, состоящее из тела, души и духа. При этом душа является информационно-энергетической субстанцией, включающей в себя чувства и эмоции, связанные с восприятием окружающего мира, плюс логическое мышление. А вот о духе в Ветхом Завете в Пятикнижии Моисея сказано, что Бог дух в человека вдохнул Сам. Он не сотворил дух из каких-то энергий этого мира, Бог дал человеку идеальное начало. По сути наше «я» неистребимо в принципе, наше «я» не может никогда и никуда исчезнуть. Но при этом человек – существо, сотворенное Богом, и равным Богу не может быть никогда. Его обожение состоит в максимальном приближении к Богу, он бесконечно к Нему будет стремиться, но знак равенства между человеком и Богом никогда поставить будет нельзя. Обожение зависит от меры благодати в душе человека. 

Дух включает в себя восприятие таких чувств и эмоций, которые логически нельзя объяснить, например, чувство гармонии, красоты, вечности, это эстетические чувства. К духу относится и такая категория, как ум, то есть восприятие нашим сознанием сути любого предмета, любого существа. До грехопадения человек мог получить знания, проникнув своим сознанием с помощью Божией благодати, в любой процесс Вселенной. Он мог получить знания без опыта, априорным мышлением. Такой процесс познания был для человека нормальным, потому что до грехопадения дух, душа и тело были соединены одним стержнем, который называется благодать Святого Духа, и их разделение произошло после падения человека.  

Дух есть у всех людей, но у большинства он мертвый, и поэтому он не дает своих плодов. На Тайной Вечере Господь говорит ученикам о том, что если кто не будет есть Тела Его и пить Крови Его, тот не наследует Царствия Небесного, тот не может быть Его учеником и тот не будет иметь в себе жизни. О какой жизни идет речь? О духовной! Если человек не причащается, душа его абсолютно недееспособна, а дух мертв. Нельзя делать себя заземленным на материальное благо. Если мы родились, то мы умрем. К сожалению, это надо претерпеть. И когда мы воскреснем на Страшный суд, мы будем судиться за то, насколько мы отступили от Бога и не имеем в себе любви, за то, что душа закостенела в лености, тщеславии и гордости, и ей не хочется ничего духовного, за то, что мы исковеркали в себе образ Божий!

Господь сотворил человека свободным, иначе он был бы роботом и не имел полноценного бытия. Свобода является определяющим фактором. Бог дает полную свободу человеку, а антихрист, когда придет, заберет ее вообще. И это случится потому, что люди захотят этого сами. Когда человек сознательно пойдет получать печать антихриста ради получения материального благополучия, тогда эта печать будет символом отречения от Господа и полного порабощения дьяволу. Более того, насильно ставить свою печать человеку антихристу совершенно не интересно, человек должен пойти на это сознательно, проявить свою волю. 

Протоиерей Геннадий Зарилзе

Протоиерей Геннадий Зарилзе

Каковы же признаки пришествия антихриста? Господь говорит, что по мере умножения беззакония в людях иссякнет любовь! Это и есть самый главный признак появления антихриста. Люди будут абсолютно материальны, они не будут понимать духовности. Православная вера – самое радостное, что может быть на земле! Она дает человеку полную свободу. Потому что, когда человек духовность ставит во главу угла, он не раб материального, его эти путы уже не держат. Он, живя на земле, становится гражданином Неба. Он понимает, что все, что есть в этом мире, дано человеку напрокат, и с собой ничего не заберешь, только состояние сердца, которым мы приблизились или не приблизились к Богу. Православное христианство просто и глубоко одновременно.
Записала Наталия Заева

Комментарии закрыты