В результате нравственной деградации человечество оказалось на грани третьей мировой термоядерной войны, которая угрожает существованию всего живого. Чтобы выжить, нам необходимо создать систему образования, нацеленную на восстановление образа Божия в человеке, на сближение учености и святости.

На протяжении, уже можно сказать, долгой жизни я занимал различные партийные и государственные посты, в том числе в ЦК КПСС, но никогда не прекращал научной работы и преподавательской деятельности. Преподавал в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, в Московской консерватории, в ГИТИСе, в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, в Академии общественных наук при ЦК КПСС, а затем при Президенте России. 15 лет возглавляя кафедру философии, политологии и культуры в Дипломатической академии МИД РФ, читал лекции во всех наиболее известных университетах мира, включая Гарвард, Окcфорд, Сорбонну. Поэтому я имею некоторый педагогический опыт.

Будучи студентами (я окончил философский факультет МГУ и аспирантуру Института философии РАН), мы учили в полном объеме физику, математику, биологию, химию, другие естественные науки, у нас были теоретические и практические занятия по этим и другим предметам. Но мы чувствовали, что нам чего-то недостает, – до тех пор пока к нам на факультет не пришел бывший священнослужитель, некогда революционер Евдоким Федорович Муравьев. Он преподавал атеизм. Однако после его занятий почти все студенты становились верующими. Е.Ф. Муравьев возил нас в лавры – Троице-Сергиеву, Киево-Печерскую, Почаевскую и другие крупнейшие монастыри, рассказывал о религии, о святости, о традициях. Мы полюбили и его, и его предмет. Это оказало определенное влияние на всю дальнейшую мою деятельность.

Когда я стал директором издательства «Искусство», мы в 1970-х гг., впервые за время советской власти выпустили серии книг, посвященных древнерусской иконописи, духовным сокровищам московской, новгородской, тверской школ, мировому искусству, истории архитектуры, опубликовали серию о древнерусских городах, книгу о работах преподобного Андрея Рублева, ряд монографий выдающихся советских ученых (например, Лазарева – по древнерусской иконописи и древнерусскому искусству).

За пять томов древнерусской иконописи меня хотели исключить из партии. Но меня защитил Николай Васильевич Томский (1900–1984), в то время – президент Академии художеств и ректор Московского художественного института им. В.И. Сурикова. Он провел специальное заседание президиума академии, на котором члены президиума в своих выступлениях убедительно показали, что древнерусская иконопись – это одно из высших достижений мирового искусства, не говоря уже об огромной значимости ее религиозного содержания.

В свое время Альберт Эйнштейн говорил, что великие идеи ведут к Богу, и это действительно так. Почему нам, студентам МГУ, чего-то не хватало при столь обширной программе? В какой бы музей мы ни приходили – мы видели в основном картины на религиозные сюжеты, которые, конечно, надо было знать. Но главное, что в этих произведениях речь шла о смысле человеческого существования – о жизни, смерти и бессмертии.

Когда Сергей Бондарчук создал свой фильм «Война и мир», вышло несколько критических статей, в том числе его коллег-режиссеров. Я спросил тогда Бондарчука: «Как вы относитесь к этой критике?» Он ответил: «С одной стороны, может быть, некоторые завидуют успеху фильма. А с другой стороны, скорее всего, просто не понимают его сути. Мой фильм «Война и мир» – это произведение о жизни и смерти человека и человечества».

А жизнь, смерть, бессмертие – это ключевые вопросы религии. Они непосредственно связаны с еще одной темой – святости. На эти темы рассуждали все русские религиозные философы, включая В. Соловьева, Н. Бердяева, Н. Лосского, П. Флоренского, Г. Флоровского и др. Но в советское время их труды были недоступны – надо было брать специальные разрешения для посещения спецхранов, где находились эти работы. И поэтому наше научное образование оказывалось довольно ограниченным, особенно в гуманитарном отношении.

Видимо, не случайно, мой дедушка Андриан Романов, глубоко верующий человек, говорил нам, своим внукам: «Богохульство и богохульники имеют короткий век. Самая великая книга – это Библия. Когда вы подрастете и начнете ее читать – поймете, что это действительно одна из самых величайших книг человечества».

В 1990-х гг. в Дипломатической академии МИД наша кафедра совместно с Русской Православной Церковью провела интереснейшую конференцию «Религия и дипломатия». В ней приняли участие министр иностранных дел И.С. Иванов, Патриарх Алексий II, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл – ныне Святейший Патриарх, а также представители всех основных конфессий. Послушать доклады церковных иерархов, других участников конференции приходили сотрудники зарубежных посольств, учреждений культуры, преподаватели и студенты университетов и институтов. Эта конференция оказала огромное влияние на все последующие подобного рода мероприятия. Она положила начало все более тесному сотрудничеству науки и религии, Церкви и государства – по осмыслению и решению сложнейших вопросов современности.

В той же Дипломатической академии были введены курсы мировых религий, мировой культуры, этики, эстетики – не только для расширения теоретического кругозора политиков и дипломатов, но и для более грамотной и успешной практической деятельности. Я написал несколько книг, посвященных возрастанию человека к святости в разных традициях: «Восхождение на Афон», «Реконструкция эстетического в западноевропейской и русской культуре», курс лекций «В поисках Бога и Человека», «Духовная культура Китая», «Философские измерения политики, дипломатии, культуры» и др.

Одна из этих книг – «Восхождение на Афон» – посвящена гениальному русскому мыслителю, дипломату, философу Константину Николаевичу Леонтьеву, который в конце жизни стал православным монахом Климентом, тесно общался с Оптинскими старцами, со знаменитым старцем Амвросием. По оценке П.В. Струве, Леонтьев – «самый острый ум, рожденный культурой в XIX веке». И для Леонтьева «…земная жизнь преходяща, временна, полна соблазнов и греховности, ее надо выстрадать и преодолеть. Настоящая жизнь, вечная, нетленная, ожидает человека лишь в потустороннем мире, если, конечно, человек этого заслужил. Православие было для Леонтьева личным подвигом, совершаемым постоянно в повседневной жизни посредством усмирения страстей, своеволия, тщеславной гордыни могучего ума».

Мы создали Фонд им. К.Н. Леонтьева, Оптинский форум, который ежегодно собирает в монастыре ученых, духовенство, государственных деятелей.

Выбирая между ученостью и святостью, противопоставляя науку и религию, у нас многие годы отдавали предпочтение учености, полагая, что необходимо и достаточно овладеть неким корпусом фундаментальных знаний. Однако в истории человечества на первом месте всегда были основоположники мировых религий. Разве это случайно? От веры зависит смысл деятельности как человека, так и всего человечества. Если творчество и труд не освящаются святостью – никакого смысла в них нет. Разве цель человеческой жизни только в том, чтобы стать кандидатом, доктором наук или сделать какое-то открытие?

Константин Михайлович Долгов

Константин Михайлович Долгов

«Подлинное творчество, – пишет игумен Петр (Пиголь), – это таинственный процесс, совершаемый в глубинах человеческого духа силой Духа Святого, Божественной Благодати. Оно является синергией – соработничеством с Богом человека, которому Сам Господь дал возможность творить благое и обрести счастье, соучаствуя в замыслах своего Творца».

Но почему уже в начале XIX века Гегель написал о том, что «Бог умер», и потом Ницше это повторил? Потому что в западном обществе уже тогда произошло низложение веры, а вместе с ней – и нравственности. И неслучайно православные старцы – Афонские, Оптинские, Киево-Печерские – беспощадно критиковали протестантизм.

Сегодня мы видим процессы деградации человечества, войны и вооруженные конфликты, в которых гибнут миллионы невинных людей. В настоящее время человечество стоит на грани третьей мировой войны, которая угрожает существованию всего живого.

В чем причина этой деградации? На мой взгляд, прежде всего в том, что пропасть между богатыми и бедными постоянно растет и углубляется. В США 90% богатств принадлежит 1,1% населения. Во всем мире львиная доля богатства находится в руках всего 6 тыс. человек, так называемого «суперкласса», который захватил деньги и власть.

О какой нравственности можно говорить, если главными ценностями современного мира стали деньги и богатство? Но давайте вспомним, какими хотели видеть молодых людей древние мыслители – Сократ, Платон, Аристотель? И «Диалоги» Платона, и «Политика», и «Этика», и «Поэтика» Аристотеля были посвящены воспитанию и образованию молодых людей, которые должны стать «прекрасно-добрыми» – καλοι καγατοι.

Подлинные ценности – это Истина, Добро, Красота. А может быть, самое главное – это Любовь – к Богу, к ближнему – в самом высоком, самом универсальном смысле этого слова? Как писал о ней апостол Павел: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:8).

Православие сохранило в первозданном виде учение Иисуса Христа. Почему же мы не используем или очень слабо используем это величайшее наследие?

То, что в современных российских вузах сегодня возрождаются, открываются кафедры, факультеты теологии, – очень важно. Теология – не просто один предмет наряду со многими другими, это смыслообразующая дисциплина. Но для духовно-нравственного воспитания должны быть не просто отдельные предметы, кафедры, а целые направления, системы теории и практики, которые развивали бы у человека чувство святости, устремленности к праведной, добродетельной жизни.

К сожалению, сегодня многие молодые люди говорят об образовании «ради успеха» – в карьере, в жизни. Но разве это главное? Лозунг «быть успешным» исключительно вреден, он извращает человеческую природу, развивает эгоизм. Важно, чтобы молодой человек рос добрым, исполнял Божественные заповеди, чтобы свои способности и таланты направлял на благо ближних, всего общества, чтобы жил ради других. Тогда он будет успешным в самом высоком смысле этого слова.

Особую тревогу вызывает увлечение детей и молодежи – дошкольного, школьного и студенческого возраста – всевозможными играми и зрелищами интернета. В глобальной сети человек легко теряет способность к самостоятельному и самое страшное – творческому мышлению. И наша, и зарубежная педагогика, кажется, пока еще почти ничего не смогли противопоставить этому без-умному, без-душному, без-человечному процессу.

Современная система образования все больше соскальзывает к чисто техническим, технологическим параметрам, оставляя в стороне самое существенное и главное – воспитание человека, его души, сердца и, естественно, интеллекта. Для того чтобы выполнить эту задачу, образование должно базироваться на высших человеческих ценностях – Истине, Красоте, Любви, Добре, Милосердии, а вовсе не на голом практицизме. Когда у Сократа спрашивали, берет ли он деньги за свои уроки, он отвечал: «Брать плату за обучение – все равно что продать душу дьяволу». Абсолютно все образование должно быть бесплатным, общедоступным и качественным.

Мы должны отказаться от принятой некогда Болонской системы как изначально упрощенной и примитивной и вернуться к великим традициям нашего российского образования – дореволюционного и советского. Сегодня необходимо создать такую систему, которая включала бы в себя все то положительное, что было выработано человечеством с древнейших времен до наших дней.

Необходимо воспитание человека как образа Божия. И здесь особенно важно единство учености и святости, науки и религии, смысла жизни и смысла деятельности, жизни земной и жизни вечной.

Константин Долгов

СПРАВКА
Константин Михайлович Долгов, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН

Комментарии закрыты