Господь пошел на Божественный риск при сотворении человека свободным. В том, чем рискует сам человек, – над строками Священного Писания разбираемся вместе с протоиереем Олегом Стеняевым.

– Отец Олег, если созданию человека предшествовал Совет Пресвятой Троицы, Которой ведома вся история человечества, значит, все учтено и нам надо только не выпасть из осуществления этого Замысла Любви? Что для этого надо осознать?

– «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…»(Быт. 1:26). Святые отцы учат, что это совещание Лиц Пресвятой Троицы, которое предшествовало созданию человека, учитывало все, что может произойти с человечеством. Так как Бог не ограничен во времени и в Нем нет прошлого и будущего, а есть только настоящее, Ему известно все, что было, все, что есть, и все, что будет. Будущее и прошлое (в нашем понимании) для Создателя – всегда настоящее. Итак, перед созданием человечества учитывалось все, что впоследствии могло произойти с людьми. 

Само слово «совет» или «совещание» только условно может быть использовано по отношению к Лицам Пресвятой Троицы, здесь более уместно употребить слово «волеизъявление». Ибо слово Бога – оно обладает творческой силою; и когда Господь говорит «да будет», то все сразу и сбывается. Совет Лиц Пресвятой Троицы действительно учитывал при сотворении человека, наделяемого свободной волей, что другие свободные существа – ангелы – неправильно распорядились этим даром, и третья часть их отпала от Бога.

Человечество и было создано, по учению святых отцов, чтобы восполнить число отпавших ангелов. И то, что случилось с их третью, не должно было повториться. Но предвидение Божие показывало, что должно произойти со всем родом человеческим; тогда и было проявлено Божественное волеизъявление, что если люди неправильно воспользуются даром свободной воли, то Сын Божий (третье Лицо Пресвятой Троицы) совершит дело искупления рода человеческого.

Введение во храм

Введение во храм

Главным средством в деле нашего искупления должно было оказаться Боговоплощение Сына Божия, Который по Божеству должен быть единосущен Богу Отцу, а по Человечеству Своему единосущен всему человечеству. Сын Божий в Самом Себе должен был исцелить поврежденную природу рода человеческого. Что и совершилось в явлении Сына Божия в этот мир «нас ради человек, и нашего ради спасения» и что особенно раскрылось в страданиях Сына Божия на Голгофском Кресте.

По Божеству – войдя в этот мир, по Человечеству – выйдя из него, Сын Божий и совершил служение примирения между Богом Отцом и падшим человечеством. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус»(1 Тим. 2:5). Своею Кровию Он не только искупил наши грехи и преступления, но и исцелил нас от греховной смерти. Стяжал Церковь Свою Святую. Его Кровь обладает великой силой попалять грех, не только как совершившийся факт нашей жизни, но и как склонность ко греху, как закон греха, действующего в нас. 

– Это происходит только и именно в Таинстве Причащения? А в чем смысл исповеди, если Кровью Господа попаляем грех?

– В Таинстве исповеди отпускаются грехи как конкретные поступки, а в Таинстве Причащения попаляется сама склонность ко греху. В этом смысле спасение человека есть действие евхаристичное. Спастись в православии означает именно – пресуществиться. К чему и призывает нас Сын Божий словами: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною»(Ин. 6:54–57).

В Благодарственном правиле по святом Причащении мы находим такие слова: «…пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвяти простую пятерицу». Иными словами, спасение, совершаемое силою искупительной Крови Сына Божия, есть всецелое исцеление нашей природы. Вот почему в православном понимании, в отличие от протестантского верования, термин «оправдание» тождествен термину «освящение».

Радость покаяния

Радость покаяния

– «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Сол. 4:3). Как исполнить волю Творца?

– Сказано: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Обновленная жизнь есть измененная природа, другое, новое бытие. Все сие совершается только во Христе и со Христом.

Сказано о Тайне Боговоплощения: «…открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом»(Еф. 1:9–10). «Прежде положил в Нем» – и означает, что прежде сотворения человека о Сыне Божием и было благоволение Божие соделать Его Искупителем всего рода человеческого. Следовательно, и само приуготовление верных ко спасению совершилось прежде создания мира. Сказано: «…Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»(Еф. 1:4–5).

О том, что Сын Божий должен был стать Жертвою Крови за грех человечества, было также решено на Предвечном Совете Лиц Троицы, до сотворения мира. Сказано, что мы спасаемся: «…драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…» (1 Пет. 1:19–20).

Вся Святая Троица участвует в деле нашего Домостроительства (Спасения): Бог Отец благоизволил спасти людей через Своего Единородного Сына. Сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин. 3:16).

Сын Божий благоизволил исполнить сию Волю Отца Своего. Сказано: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня»(Ин. 5:36).

Дух Святой благоизволил усвоять искупленным грешникам дар новой жизни во Христе и со Христом. Сказано: «Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению»(2 Фес. 2:13).

Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег Стеняев

Итак, мы видим, что план нашего спасения был принят на Предвечном Совете Лиц Пресвятой Троицы, еще прежде создания мира. И осуществляется при участии благоизволения всех Лиц Пресвятой Троицы, такое благоизволение и называется Божественным Домостроительством, начало которому было заложено еще прежде бытия сего мира.

– Если все принято и решено еще на Предвечном Совете Пресвятой Троицы, в чем может заключаться роль человека – он же все только портит?

– Синергия – это не наше участие в деле собственного спасения, что едва ли возможно, но наш ответ на спасение как на дар Божий. Священник Иоанн Мейендорф справедливо уточняет: «Спасение и новая жизнь берут начало в Самом Боге, а не в каком-либо подчиненном или тварном посреднике». Самое часто повторяющееся евангельское изречение из всего корпуса Добротолюбия следующее: «…ибо без Меня не можете делать ничего»(Ин. 15:5). Следовательно, никакое проявления добра в нашей жизни нельзя считать чем-то собственно нашим и автономным. Нельзя все наши злые поступки приписывать силам зла. Грехи мы творим сами и своим свободным произволением, поэтому и несем за них персональную ответственность. Единственное, что мы действительно творим не от себя, так это добрые дела. Смотрите, что сказано в Православном Каноннике после вечерних молитв: «Аще что благое в сей день сотворил еси, не от себе бытии, но от Самого Бога, вся благая нам дарующего… Аще же что лукавое соделал еси, от себе самого и от немощи, или лукавого обычая и произволения, сие происходит…» Так что все зло мы творим сами, а все доброе через нас может делать только Бог. Как и сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…»(Иак. 1:17). Праведность, равно как и сама жизнь человека, не есть некая автономная «вещь в себе». Сам Сын Божий, ничего не приписывал Самому Себе, напротив, Он говорил: «Я ничего не могу творить Сам от Себя…»(Ин. 5:30).

Богослов Владимир Лосский писал: «Понятие «заслуг» чуждо Преданию Восточной Церкви. Это слово редко встречается в духовной литературе Востока и не имеет того значения, какое имеет на Западе» (гл. 10). Святитель Григорий Нисский писал: «Как благодать Божия не может обитать в душах, уклоняющихся от своего спасения, так и человеческая добродетель сама по себе недостаточна, чтобы возвысить до совершенства души». Блаженный Августин, обращаясь к Господу, восклицал: «Ты даешь силу исполнить то, чему велишь исполниться» (Исповедь, 10:31, 45). 

Еретик Пелагий учил: душа достигает благодати Духа Святаго посредством добрых дел, то есть заслуг. Православные учили, что само добро невозможно творить без помощи Духа Святаго. Посему то, что называется синергией (взаимодействием в деле спасения), есть не что иное, как воздействие Духа Святаго на наше свободное произволение. Если есть воздействие – есть результат, нет воздействия – тщетны любые наши человеческие усилия. Как и сказано о Господе Боге: «…Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит»(Откр. 3:7).

Ересь Пелагия, суть которой сводилась к тому, что человек многое может совершить в деле своего спасения сам, независимо от особой побуждающей на то благодати, была решительно осуждена Церковью, видевшей источник любого доброго побуждения в сердце человека как результат работы спасающей Благодати Духа Святаго. Пелагий нечестиво учил, что в человеке есть три составляющих – возможность действовать, воля к действию и совершение действия. Пелагий считал, что Бог контролирует только первое, то есть тело, и совершенно не контролирует ни волю, ни поступки человека. Но Библия учит, что даже язычники, «не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах…» (Рим. 2:14–15).

Святая Церковь настаивает на том, что человек без Бога ничего не может творить, как и сказано:«…ибо мы Им живем и движемся и существуем…»(Деян. 17:28).

Никакими своими собственными делами, добрыми или худыми, мы не сможем сделать ничего, но все творит прощающая Благодать Духа Святаго, исцеляющая нас независимо от наших добрых или злых дел. Равно как и все то подлинно доброе, что мы и можем сотворить в нашей жизни, будет являться результатом работы Духа Святаго в наших сердцах, а не результатом нашей «врожденной порядочности». Неискупленный Кровью Иисуса Христа человек не обладает силою и свободою творить подлинное добро. Для невозрожденного человека его нравственность – это товар, который он всегда стремится с выгодою для себя продать. Такая порядочность и нравственность не обладает никакой ценностью в глазах Бога. И более того, когда человек ценою своих земных фрагментальных заслуг стремится купить, приобрести для себя жизнь вечную, подобное граничит с богохульством.

Таким образом, мы, православные, видим оправдание и освящение в жизни нашей единой работой Духа Святаго. Мы творим добро, потому что возрождены; возрождены, потому что отвергли зло и избрали путь добра. И ничто ничему не предшествует, ибо нет праведности без благодати, и благодать не пребывает там, где грех. Все сие было совершено во Христе и со Христом еще прежде нашего рождения. Даже прежде сотворения мира, как и сказано: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»(Еф. 1:3–5).

Да, жизнь христианина познается по плодам. Но плоды могут появиться только на древе, и только на таком, которое держат корни. Так и подлинное добро – оно невозможно без работы Духа Святаго в нашем сердце, без того преображения, которое возможно для души только во Христе и со Христом, как и сказано в Писании: «…вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя»(Рим. 11:18). Итак, кем-то или чем-то мы можем быть только во Христе, и мы ничто без Него, веровать так – и означает быть православным. 

– Если мир создан Богом и животворится Им, то можно ли говорить, что и над неверующими есть благодать? И в чем отличие действия благодати в жизни верующего и того, кто далек от Церкви?

– Есть в богословии представление о двух основных видах благодати. Это – благодать предваряющая и благодать оправдывающая, или освящающая.

Благодать предваряющая распространяется на весь род человеческий независимо от религиозной принадлежности людей. Бог заботится и промышляет о всем роде человеческом. Его Промышление о нас следующее: сказано, что Бог «…хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Через заботу о каждом человеческом существе Бог проявляет Свое качество Любви (человеколюбия). Сказано: «…Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…»(Исх. 34:6–7).

Такая предваряющая, то есть призывающая ко спасению Благодать Божия действует над каждым человеком. Предваряющая благодать – именно и есть Божественный призыв к совести каждого человека. Но есть и оправдывающая, и освящающая благодать, которая действует только в жизни верующих людей. В жизни тех, которые ответили на Божественный призыв.

Такая благодать (освящающая и оправдывающая) действует только в жизни уверовавших во Христа Спасителя. Она имеет не временное (как благодать призывающая, предваряющая), но вечное значение.

Бог в настоящее время смиренно предваряет (призывает) души всех людей ко спасению. Сказано: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»(Откр. 3:20). Но не все готовы ответить на этот призыв! Есть люди, которые так и не ответят согласием на призыв веры. Святые отцы учат, что для таковых, и именно из-за любви к ним, Господь попустил ад. Как можно прочитать у святого Исаака Сирина, «что даже бичуемые в аду испытывают бичевание любви. Мучения, исходящие от любви, то есть мучения тех, кто осознал, что согрешил против любви, тяжелее и горше страданий, причиняемых огнем».

Не надо забывать, что, по учению Церкви, свободная воля будет сохраняться у людей даже в аду. Познав бытие Бога в загробной жизни, но по своим преступлениям попав в ад, грешники возжаждут рая, и эта жажда причинит им невыносимые страдания. Они испытают такие угрызения совести, которые несравнимы ни с какими чувственными (телесными) страданиями. Не надо думать, что Бог виновник их страданий. Льюис писал: «Те, что в аду, сами выбирают его. Без этого собственного выбора ада бы не было… Врата ада заперты изнутри». Человек поселяется в аду уже в этой жизни, погружая свою душу в мир греха, страстей и искушений.

Равно и находящиеся в раю осознают, что рай начался для них еще на земле, когда они ответили на Божественный призыв предваряющей благодати. В этом смысле в этой земной жизни Господь заботится о всем Своем творении, а в будущей жизни сугубо будет заботиться только об уверовавших в Него. Впрочем, и попавшие в ад не будут полностью лишены промыслительной заботы о них со стороны Создателя. Они не захотели жить с Богом, отвергли Его во дни своей земной жизни, и Бог разрешил им жить в аду. Бог не ограничивает свободной воли человека, посему и сказано: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его»(Откр. 22:11–12). Человек получит ровно то, что заслужил! Не больше и не меньше. Для этого нам и дана земная жизнь, чтобы мы сделали свой выбор: в добре или во зле. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог не принуждает никого. Если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно не потому, чтобы хотение Его было бессильно, но потому, что Он принуждать никого не хочет».

Дух Святой в настоящее время сослужит и праведным и грешным. В праведных Дух Святой усиливает стремление к праведности, а на грешников воздействует обличением их совести (если хотите, тормозит их жизнь во грехе).

Но никто не существует, и не существовал, и не будет существовать совершенно без Божией Благодати. Если бы Бог отнял свою Благодать от кого-нибудь, то его жизнь моментально прекратилась бы. Сказано: «…ибо мы Им живем и движемся и существуем…»(Деян. 17:28).

Беседовала Ольга Орлова

Справка

Протоиерей Олег Стеняев – с 2004 г. клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, миссионер, публицист, богослов.

Комментарии закрыты