Материалы к уроку, посвященному памяти Преподобного Сергия Радонежского 

Форма уроканетрадиционна. Это урок-«турнир», обобщающий знания учащихся по теме. Предварительное домашнее задание ученикам: прочитать житие Преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, познакомиться с комментариями к этому житию, найти в интернете иллюстрации к житию Преподобного. 

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский

Ход урока.

После молитвы и пения тропаря Преподобному Сергию Радонежскому перед иконой Преподобного учитель объявляет детям о необычности формы проведения урока. В зависимости от количества учеников, группе (или классу) предстоит поделиться на несколько подгрупп по 5–7 человек. В процессе урока каждая подгруппа будет получать определенное задание. Ученики могут пользоваться мобильным интернетом. На коллективное выполнение такого задания подгруппам будет отведено время (от 5 до 15–20 минут, в зависимости от сложности задания), после чего кто-нибудь из учеников делает короткое сообщение о выполнении задания. 

Активность ребят, правильность ответов, содержательность сообщений, творческое отношение учеников к выполнению заданий будет оценивать жюри, в состав которого могут войти заранее приглашенные учителем священник, преподаватели, старшие ученики, родители. 

После отчета подгрупп о выполнении очередного задания члены жюри высказывают свое мнение об ответе учащихся. Учитель подытоживает детские выступления. Если при ответе ученики не смогут точно и полно осветить вопрос, учитель или один из «экспертов» дают развернутый ответ.

Хотя урок и называется «турниром», соревнование подгрупп между собой носит условный характер. Определение лучшей команды не является целью урока. Задача педагога – помочь ученикам действовать слаженно в процессе выполнения заданий, уважать мнения своих товарищей. 

Ученики, получив задание, начинают обсуждать его в своей подгруппе, пользуясь при необходимости мобильным интернетом.

Святая Троица. Икона Андрея Рублева

Святая Троица. Икона Андрея Рублева

Задание 1 (с вариантами, по одному для подгруппы учеников). 

ВАРИАНТ 1. Когда было написано Епифанием Премудрым «Житие Преподобного Сергия Радонежского»? Какие еще редакции и авторы жития Преподобного Сергия вам известны? 

Ответ: Епифаний Премудрый 20 лет собирал и записывал рассказы для своего труда. Само «Житие Преподобного Сергия» написал за год, закончил в 1418 г. После кончины Епифания переделал «Житие…», не нарушив житийную правду и придав легкость чтению, Пахомий Логофет. В XVIII веке было составлено житие Преподобного Сергия Императрицей Екатериной II, в XIX веке появились редакции «Жития…» московских митрополитов Платона, Филарета, известного церковного историка Е.Е. Голубинского. В нашем веке было составлено житие Преподобного Сергия Патриархом Московским и всея Руси Алексием I.

ВАРИАНТ 2. Вспомнив житие Преподобного Сергия, ответьте, какой эпизод жизни Преподобного можно считать началом его духовного пути?

Ответ: Началом духовного пути Преподобного стало Божие знамение – указание пути святого, когда еще до рождения, будучи в утробе матери, он трижды прокричал во время Божественной Литургии. Означало это, что суждено ему служить Пресвятой Троице.

ВАРИАНТ3.Почему послушный и прилежный отрок Варфоломей не мог постичь книжного учения? 

Ответ: В Житие Преподобного, написанном Епифанием Премудрым, читаем: «По усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил, а не от людей; что и сбылось». Со слезами молил Варфоломей Бога научить его грамоте. И был послан ему Богом Ангел в облике старца, через благословение которого и постиг отрок премудрую науку.

Иллюстрация из жития Преподобного Сергия

Иллюстрация из жития Преподобного Сергия

Задание 2.

ВАРИАНТ 1. Сравните картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» с изображением этого же эпизода на клейме иконы Преподобного Сергия. В чем, на ваш взгляд, сходны, а в чем различны изображения на картине и иконе? Почему иконописный образ святого и образ его в житийной литературе создаются по близким законам?

ВАРИАНТ 2. Каковы представления о времени и пространстве агиографа и иконописца? Покажите их, сравнивая эпизоды «Жития Преподобного Сергия Радонежского», написанного Епифанием Премудрым, и клейма иконы.

ВАРИАНТ 3. Каковы представления о времени и пространстве агиографа и живописца? Покажите их, сравнивая эпизоды «Жития Преподобного Сергия Радонежского», написанного Епифанием Премудрым, и картины В.М. Нестерова.

Задание 3.

ВАРИАНТ1.Рассмотрите миниатюры из Лицевого жития Преподобного Сергия Радонежского конца XVI века и ответьте, какие события жизни святого на них изображены.

Какие эпизоды жизни Преподобного – самые важные с точки зрения автора «Жития…» Какие оказываются наиболее запоминающимися и увлекательными для читателя Жития?

ВАРИАНТ 2. Как воплощались в жизни Преподобного Сергия Евангельские заповеди: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…»(Мф. 22:37–39).

ВАРИАНТ 3. Покажите на конкретных эпизодах жития Преподобного Сергия, каким Евангельским заповедям Блаженства следует Преподобный:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…»(Мф. 5:3–12).

Задание 4.

ВАРИАНТ 1. Какова роль Святой Троицы в жизни Преподобного Сергия? В чем заключалась важность образа Троицы во времена Преподобного и в чем значение этого образа для наших дней? Сравните образы Троицы на разных иконах. В чем своеобразие каждого образа?

Ответ:О посвящении всей жизни Преподобного Сергия Святой Троице не раз вспоминается в его Житии. (Ученики могут ссылаться на конкретные места текста Жития.) 

Именно в XVI веке, в эпоху борьбы с внешними врагами, во времена внутренних княжеских раздоров явился Руси святой, жизнь которого прошла в служении Пресвятой Троице. Важно было, чтобы люди увидели пример жизни, которая, подобно Божественному Троическому Первообразу, обретает смысл и завершенность в подвиге, основанном на жертвенной любви ко всякому человеку: и близкому, и незнакомому; и другу, и врагу; и праведнику, и грешнику. Преподобный Сергий нес эту идею своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, без ненависти, раздоров, вражды и войн.

(Сравнение разных иконописных образов Пресвятой Троицы ученики проводят самостоятельно, рассматривая иллюстрации, найденные в интернете.)

ВАРИАНТ 2. Рассмотрите икону преподобного Андрея Рублева «Троица». Почему преподобного Андрея Рублева можно назвать духовным последователем Преподобного Сергия Радонежского? В чем иконописец следует ветхозаветному сюжету, а в чем отступает от него?

Ответ: Иконописца Андрея Рублева образ Пресвятой Троицы для иконостаса Троицкого храма Троице-Сергиевой Лавры благословил написать ученик и преемник по игуменству Преподобного Сергия, преподобный Никон Радонежский «в похвалу отцу своему святому Сергию».На иконах Троицы обычно изображаются три Ангела, явившиеся, по библейскому свидетельству, праотцу Аврааму и его жене Сарре с предсказанием о скором рождении у них сына. Бог Отец – Ангел, сидящий слева, символ Его – расположенный над Ним дом; Бог Сын, Христос – средний Ангел, символ Его – изображенное над Ним древо, символ Креста, на котором Иисус Христос принес Себя в искупительную жертву; правый Ангел – Бог Дух Святой, и над Ним – изображение горы, символа духовного возвышения. Стол – не пиршественный, но алтарь для принесения жертвы, потому на нем нет утвари, но одна чаша; голова тельца в чаше – прообраз новозаветного Агнца-Христа, отдавшего Себя на заклание.

Движения рук и позы Ангелов символизируют неделимое единство действий всех трех Лиц Пресвятой Троицы: благословляющий жест руки левого Ангела (Бога Отца) обращен к чаше и символизирует призыв Сыну принести Себя в жертву; склоненная к Отцу голова Сына (средний Ангел) и ответный благословляющий жест, направленный к чаше, символизирует согласие с Отцом («впрочем не как Я хочу, но как Ты»(Мф. 26:39)); третий Ангел, свидетель этого призыва к жертве и согласия на нее, есть Дух Святой, Утешитель, свидетельствующий о духовной высоте совершившегося.

Фигуры Ангелов вписаны в круг, и ни одна из них не может быть изъята из неделимого единства изображения так, чтобы не нарушилось это единство, символизируя тем самым нераздельность Пресвятой Троицы. В великом образе преподобного Андрея показаны единство и нераздельность Пресвятой Троицы.

Задание 5.

ВАРИАНТ1.Назовите некоторые из монастырей, основанных Преподобным Сергием и его учениками. Кратко расскажите историю одной из этих обителей.

Ответ:Троице-Сергиева Лавра (1337), Спасо-Прилуцкий монастырь (1350), Суздальский Спасов монастырь (1358), Борисоглебский монастырь (1360), московский Спасо-Андроников монастырь (1360), Свято-Никольский Песношский монастырь (1361), Симонов монастырь в Москве (1370), Зачатия Пресвятой Богородицы Серпуховской монастырь (1374), Дубенский Успенский монастырь (1380) и другие обители.

ВАРИАНТ2.Среди подготовленных учителем икон (репродукций икон) найдите образы известных вам святых – учеников Преподобного Сергия, основавших свои обители. Кратко расскажите о жизни кого-либо из них (возможно пользование справочной литературой).

Ответ: Для примера назовем лишь несколько из имен учеников Преподобного Сергия: преподобные Андроник Московский, Мефодий Пешношский, Никифор Боровский, Афанасий Высоцкий, Григорий Голутвинский, Димитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский, Ферапонт Можайский, Сильвестр Обнорский, Иаков Железноборский.

После отчета каждой подгруппы о выполнении последнего задания учитель подводит итог урока, отмечает подготовленность, активность учащихся, четкость ответов, слаженность работы команд. Священник в конце урока благословляет учащихся небольшими иконками Преподобного Сергия Радонежского или открытками с изображением Троице-Сергиевой Лавры.

Урок подготовила Ольга Потаповская

(публикуется в сокращении)

Комментарии закрыты