Сербский протоиерей Иоанн Пламенац

Почему мы любим Россию

На этой земле и в настоящее время общественное мнение и действительность разделились (если не сказать «сгруппировались») и рассредоточились по двум вертикалям.

Одна – руководствуется отстаиванием «статуса современной Черногории», уже вступившей-де в блок НАТО, предводимый Соединенными Штатами; другая – вековой любовью к России. Первая – жестко рациональна; вторая – иррациональна. На «НАТО-вертикаль» намотаны: бесчувственная глобалистская власть финансовых воротил; «права человека» как надежное средство для подрыва законной власти в государствах, нелояльных к Америке, с дальнейшим их подчинением ее ростовщическому капиталу; «демократия» как не менее проверенное средство для управления народом; гомосексуализм как «мера свободы»; «права женщин» как легализация убийства зачатых, но еще не рожденных детей; сексуальные свободы как гарант развала семьи; гуманизм как человекоцентризм; просвещение как откровенное богоборчество; антикультура как «великое достижение» цивилизации…

«Русская вертикаль» облачена в человеколюбие, которое, в свою очередь, является плодом боголюбия; отсюда вытекают: свобода как ответственность; утверждение приоритета семьи и права материнства; воспитание и образование детей на основе традиционных христианских ценностей; брак как союз мужчины и женщины; забота о человеке в любом его возрасте (в старости, в трудовом возрасте, в молодости, в детстве, пока он еще грудной ребенок, равно как и тогда, когда он еще только пребывает в утробе матери, и тогда, когда только лишь зачат, так как это – один и тот же человек)…

В первой вертикали средоточием бытия является плотской, гнилостный человек – «самопровозглашенный» и самодостаточный. Индивидуальная людская «неповторимость» служит основным ценностным мерилом его жизни. Из нее следует, что человеческое общество есть сборище грабителей и стяжателей, главная цель для которых – деньги и другие материальные блага и связанные с ними удовольствия. Иными словами, откровенный гедонизм, чисто животное наслаждение, всяческое угождение телесным потребностям и самым низменным страстям, удовлетворение суетности.

Во второй вертикали человек – Божие создание. Свободу он получил от Бога и призван ею совестливо распоряжаться. Когда же он ею злоупотребляет, Господь призывает его к покаянию, то есть к перемене и переоценке его греховного состояния, и к возвращению на стезю вечной жизни.

Насельники первой вертикали считают, что они произошли от обезьян. Мы, будучи чадами второй вертикали, знаем точно, что мы – от Адама и Евы, поскольку нас Бог сотворил.

Протоиерей Иоанн Пламенац на Валааме во дни Всеславянского съезда 2017 г.

Протоиерей Иоанн Пламенац на Валааме во дни Всеславянского съезда 2017 г.

Очевидно, мы с ними разделены глубочайшей пропастью, уходящей в глубины наших родословных. (В Черногории весьма актуально и по сей день, из какого рода, племени, братства, семьи происходит человек; не абсолютизируя сей фактор, отметим лишь как факт, что теперешние космополиты и демократы, как правило, являются потомками революционеров, коммунистов-ленинцев, титоистов, а ранее – потурченцев и иных приспособленцев; большое значение имеет и чисто этнический момент: уроженцы католических (и не только) приморских краев исторически к черногорцам как таковым не принадлежали, не входили в число черногорцев и местные цыгане, евреи, албанцы и некоторые другие меньшинства, проживавшие (оседавшие) на Адриатическом побережье, в равнинной части и в городах, в районе Скадарского озера, а также в Северной Черногории, воссоединенной с историческим сербским ядром здешнего края лишь в конце ХIХ – начале ХХ века; что же касается сторонников безоговорочного союза с братской Россией и поборников традиционных ценностей, то они в большинстве своем являются выходцами из семей четников, монархистов, сталинистов, старых юнаков, прославившихся в войнах с турками, уроженцев исторической Черногории и Старой Герцеговины; все они считают свое черногорство высшим проявлением сербства, тогда как их противники настаивают на «черногорской самобытности». – Ред.) Разница происхождения и обусловила формирование разного восприятия нашей сегодняшней жизни, равно как и принятие соответствующей системы ценностей.

Их вертикаль основана на антихристианских ценностях, наша – на христианских. Это разделение уходит в седую древность, вплоть до великого космического мятежа, когда диавол, вообразив, что он тоже Бог, восстал против Бога.

Злу мира сего, взращенного семенами оного первого восстания, поднятого первым мятежником и «революционером» в истории мироздания, сегодня объективно может противостоять только Россия. Как противостояла некогда, пока была Православным Царством. Как старая Византия. Как царь Давид в пору древнего Израиля.

Поэтому мы, иже есмы с Богом, мы – с Россией.
Поэтому мы, любящие Бога, любим Россию.

Проповедь протоиерея Иоанна Пламенаца в черногорском городе Бар

Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили, какая Божия заповедь самая большая, Он сказал: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всей душой своей, всем умом своим, всей силой своей», – то есть всем существом своим. А потом добавил, что и вторая заповедь подобна первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Итак, Бог нас призывает к чистой любви, любви нелицемерной и бескорыстной. Любить Его не за тем, чтобы что-то получить от Него, но чтобы своей любовью ответить на Его любовь, на ту любовь, которой Он нас любит, которой Он нас и сотворил.

Когда Господь велит нам возлюбить ближних своих, как самого себя, Он не говорит, что надо любить самих себя эгоистически. Любить самих себя значит любить в себе того, кого Бог Своей любовью сотворил.

Вот эта-то любовь, которая проистекает из двух самых больших Божиих заповедей, именно она привела на гористые Балканы людей, по которым мы сегодня отслужили панихиду. Они прибыли на фронт сербской борьбы за Крест Честной и златую свободу. И отдали за них свои жизни.
Мы и русские географически не очень-то близки. Но мы суть ближние. В том смысле, какой вкладывал в это слово святой Петр Цетинский, когда говорил о нас и о русских как о единокровных и единоверных братьях.

Жертву этих людей, наших братьев, которая на самом деле является свечой, которую не ставят «под сосудом» (Мф. 5:15), которая на возвышении горит и которую «нельзя спрятать», ее так и не распознали те, кто сегодня хотят решать наши судьбы. Черногорские правители повернулись к этой жертве, к этой любви спиной. И преклонились к ненависти тех, от кого нас защищали эти люди, по коим мы сегодня отслужили панихиду.

И насколько велик пред Богом подвиг самопожертвованной любви этих людей, иже нас ради пострадали, настолько же – на другой, противоположной чаше Божиих весов – велик и проступок черногорских правителей – и в сей, временной, и в вечной жизни.

Пусть же самопожертвованная любовь русских братьев по отношению к своим ближним станет и мерой Божией милости к ним самим!
Аминь.

Справка
Протоиерей Иоанн Пламенац – один из ведущих публицистов Сербии, Черногории и Республики Сербской. До принятия сана его называли «золотым пером сербской журналистики». Род Пламенацев всегда принадлежал к местной аристократии; среди них были и сенаторы, и воеводы, и даже делегат славянского съезда 1867 г. (Москва). В мае–июне 2017 г. отец Иоанн принял участие во Всеславянском съезде, прошедшем в Москве и Петербурге.

Комментарии закрыты