Размышления святителя Луки (Войно-Ясенецкого) о воспитании детей

«Блюдите, да не презрите единаго от малых сих».

Помните ли вы эти слова Христовы, думали ли вы, что они относятся прямо и непосредственно к вам? Разве мало у вас этих «малых сих», которых надлежит вам блюсти? Разве мало у вас сыновей, дочерей, от которых вы льете горькие слезы? Разве мало развратных дочерей ваших и сыновей воров и хулиганов? Много, много вы льете слез над ними. Отчего же это? Оттого, что вы не помните этих слов Христовых: Блюдите, да не презрите единаго от малых сих.

Когда тяжко вам становится от того, что творят ваши дети, тогда вы плачете, тогда вы Богу молитесь, чтобы Он помог вам, а молитва ваша остается бесплодной. Почему же бесплодной? Потому что нельзя на Бога возлагать своих собственных обязанностей, потому что вы сами должны были заботиться о детях ваших и воспитывать их, не ждать, что за вашим нерадением за вас исполнит это Бог. Что же вы хотите от Бога, если сами не радеете о детях ваших?

Святой Иоанн Златоуст сказал страшные слова о тех, которые не воспитывают детей своих: «Родители, которые пренебрегают воспитывать детей своих по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучили, а они душу и тело ввергают в геенну огненную».

Воспитание детей - ответственность перед Богом

Воспитание детей — ответственность перед Богом

Тяжкий, тяжкий ответ даст перед Богом каждый из вас, кто не заботится о воспитании детей…

А о тех, кто всем сердцем стремился воспитывать детей в благочестии, вы слышите на каждой утрене в псалме 102-м такие благочестивые слова: «Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я».

Во веки веков благословение Божие на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии. Скажите, что будет с несчастною дочерью вашей, которая в юности предается разврату и потом, выйдя замуж, родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей семье ее?

Нет, нет. Это вырастет неблагочестивый, богопротивный род. Во веки веков будет тяготеть проклятие Божие над теми, кого не воспитали вы в духе христианского благочестия. Подумайте, как это страшно, какую тяжкую ответственность несете вы перед Богом, если не воспитываете детей своих в нравах христианских.

Как же должно их воспитывать? Так, как воспитывали своих детей древние христиане, христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к таинствам церковным. Когда учили их грамоте, то учили по книгам Святого Писания. Они никогда не позволяли ребенку сесть за стол и начать еду без молитвы. Они внушали детям то, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой. Когда учили они детей своих, то заботились не только об образовании общем – о мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, совсем другому учили они их. Научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: «Того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого».

Не думайте, что этим запрещается вам учить детей ваших всем светским наукам. Ни­сколько. Величайшие отцы наши и учители Церкви сами в молодости очень усердно предавались изучению всей мудрости научной, философской. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст были высокообразованными людьми своего времени, учеными. Но только важно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивались одной мудростью светской, мудростью мира сего. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, чтобы научались они закону Божию и заповедям Христовым, чтобы приучались к постоянному благочестию, чтобы они, изучая науки, всегда помнили о Боге, о заповедях Божиих, о пути Христовом. Тогда, и только тогда, они не заблудятся на пути мудрости человеческой, только тогда будут ставить выше всего мудрость христианскую, познание Бога.

Так надлежит вам учить детей ваших.

А как же должны вы воспитывать их, насаждать в них высшую нравственность христианскую?

Прежде всего, вашим примером, ибо дети воспитываются именно примером родителей своих. Скажите, вырастут ли людьми чистыми и хорошими дети, которые в лице родителей своих видят самые дурные примеры безнравственности? Будут ли чисты и целомудренны дочери ваши, если вы сами подаете пример прелюбодеяния? Будут ли чисты, неспособны к воровству дети ваши, если вы не будете останавливать их от этого с самых юных лет?

Когда сыновья ваши воруют и опустошают огороды, рвут чужое, не оставляют созревать плоды в садах и когда приходят жаловаться на них, то матери спокойно отвечают: ну что же, дети малые, что же с них спрашивать? Господь спросит с вас! Спросит грозно, зачем позволяли детям вашим воровать с самого юного возраста, зачем не учили заповедям Божиим, зачем не внушили отвращения и презрения к воровству и хулиганству?

Тяжкий ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас дети ваши, за все ссоры, ругательства, пустословие, драки, которые происходят на их глазах. Если сами так поступаете, то чему научите детей ваших?

Великий учитель вселенский, величайший из церковных ораторовИоанн Златоуствот какие чудные слова сказал о родителях, которые не учат детей своих добру, а поощряют дурные свойства их, страсти и нечестие:

«Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете им делать только то, что делая невозможно спастись. Вот посмотри прежде всего: «Горе, сказано, смеющимся», и вы подаете детям множество поводов к смеху. «Горе богатым», а вы только о том и стараетесь, чтобы они разбогатели; «горе егда добре рекут вам вси человецы», а вы часто тратите все свое имущество из-за славы людской; «поносящий брата своего повинен есть геенне», а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо сносит обидные речи от других. Христос повелевает отвращаться брани и распри, а вы постоянно занимаете детей своих этими злыми делами. «Любяй душу свою, сказал Господь, погубит ю», а вы всячески вовлекаете их в эту любовь; «аще не отпущаете, говорит Он, человеком согрешений их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам», а вы даже попрекаете детей, когда они не захотят мстить обидевшим. Христос сказал, что любящие славу постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы; а вы только и стараетесь о том, чтобы ваши дети получили славу.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

И худо не это одно, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что доброе хулите, называя скромность необразованно­стью, кротость – трусостью, справедливость – слабостью, смирение – раболепством, незлобие – бессилием.

Вы склоняете их к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы о их душе как о чем-то ненужном небрежете, а о том, что действительно излишне, заботитесь как о необходимом и важнейшем.

Вы все делаете, чтобы был у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом подумать не хотите; нет – простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, души не удостаивайте и малейшей части такого попечения. Все делаете, только бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние – душа – была золотая, об этом и помыслить не хотите».

Как говорил святой Иоанн Златоуст в древние времена, 1500 лет назад, так нужно сказать вам и теперь, ибо разве и теперь не воспитываете вы детей своих так же плохо, не внушая им страха Божия? Разве вы прилагаете все заботы к тому, чтобы детям своим дать как можно лучшее положение в жизни, чтобы поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве не внушаете детям вашим, что в деньгах сила, что нужно приобретать большие знания ради богатства и обеспеченной привольной жизни?

А разве это нужно? Нужно как раз обратное. Нужно детям вашим внушать презрение ко всему этому – к деньгам, богатству, славе, высокому положению в обществе. Нужно привить им любовь к чистоте, святости, благочестию. А об этом как раз всего меньше вы заботитесь.

Маленьких детей надо начинать воспитывать с самых пеленок, ибо только в самом юном возрасте дети легко поддаются всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатывается все, что хотите отпечатать на ней, – как ваши дурные примеры, так и благочестивые слова и всякий светлый и чистый пример…

Вот, если в душу малого ребенка вы будете вливать всякий смрад, она будет всегда смрадной. Если будете вливать аромат Христова благоухания, то всегда будут ваши дети благоухать пред людьми, будут радостью и утехой для вас.

Примером вашим воспитывайте детей. Об этом прекрасно сказал славный проповедник русский архиепископ харьковский Амвросий.Послушайте, какие простые, проникающие в душу слова сказал он:

«Не может остаться бесплодною для детей вера родителей, когда они, при нужде и бедности, со слезами на глазах говорят: что делать? буди воля Божия; при опасности: Бог милостив; при трудных обстоятельствах: Бог поможет; при успехе и радости: слава Богу, Бог послал.

Здесь всегда и во всем исповедуется Божия благодать, Божие промышление, Божие правосудие…»

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Комментарии закрыты