Преподобный Сергий и наше время

Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.
В.О. Ключевский

Взятые в качестве эпиграфа слова были произнесены известным отечественным историком Василием Осиповичем Ключевским на заседании в Московской духовной академии в связи с 500-летием со дня преставления Преподобного Сергия, игумена Радонежского. В этой знаменитой речи Василий Осипович предложил вглядеться в тех людей, которые входили и входят в ворота Лавры Преподобного, чтобы понять, что значит великий святой для его современников. Вглядеться в русскую историю, чтобы понять, что сделал Преподобный для Отечества. В.О. Ключевский показал, как «примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее».

Троицкий храм в Лавре, где покоятся мощи Преподобного Сергия

Троицкий храм в Лавре, где покоятся мощи Преподобного Сергия

Попробуем и мы всмотреться в нашу историю за минувшее столетие; всмотримся в лица людей, входящих ныне в Троице-Сергиеву Лавру, и постараемся определить, что значил для нашего Отечества Преподобный Сергий в минувшие сто лет и что значит он для наших современников.

Свою речь В.О. Ключевский закончил такими словами: «Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, произведенные в нем траты. Ворота Лавры Преподобного Сергия затворятся, и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его». В минувшие 125 лет почти на наших глазах совершилось это страшное событие – в первый и, хочется верить, в последний раз ворота Лавры Преподобного Сергия затворились и лампады в ней погасли на целых 25 лет: с 1921 по 1946 г.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий Радонежский

Много нападений было на Лавру Преподобного, она выдержала даже 16-месячную осаду поляков. Но все это были враги внешние. В 1917-м и последующих годах дело обстояло иначе: у ворот Лавры, около ее стен не стояло вражеское войско – ворота Лавры, двери ее соборов закрылись для молитвы, и лампады перед святыми мощами Преподобного были потушены своими же, православными по воспитанию людьми. Правда, эти люди были соблазнены иноземными учениями, растлившими их души и сердца, они поддались на посулы устроения земного рая, но это не отменяет того трагического факта, что Лавра была осквернена своими.

Трудно даже представить, как на Руси жилось без Троице-Сергиевой Лавры, какой мрак окутал Русскую землю. Она лишилась своей путеводной звезды, которая на протяжении пяти столетий указывала кораблю верный путь, лишилась теплого очага, который в годину бед и испытаний согревал каждое верующее сердце и весь народ, давая силы на перенесение новых бед.

Но было бы совершенно несправедливо сводить всю Россию к той небольшой группе отступников, руками которых Святая Русь была лишена своих святынь. Можно с полным основанием утверждать, что русский народ в большей своей части сохранил в сердце нравственные идеалы, утвержденные Преподобным Сергием и завещанные им всем последующим поколениям. Об этом свидетельствуют сонмы мучеников и исповедников российских, которые своей кровью и страданиями утвердили нравственные нормы, заложенные в русскую душу Радонежским чудотворцем.

Рака с мощами Преподобного Сергия в Лавре.jpg

Рака с мощами Преподобного Сергия в Лавре.jpg

Об этом свидетельствуют еще более многочисленные сонмы скрытых мучеников и исповедников – русских людей, избавленных Господом от смерти и физических пыток. Они находились на «свободе», но были задавлены непосильными лишениями, тяжелой физической работой, нравственными переживаниями за родных и близких, томящихся в застенках, и ощущали свое полное бессилие, не имея возможности чем-то помочь узникам, облегчить или хотя бы разделить их страдания.

Нам трудно даже представить, что испытывали люди тех уже далеких от нас, но одновременно и близких 1920–1930-х гг., когда на всю необъятную Россию оставалось не более 200 действующих храмов, когда худшие черты человеческой природы: подлость, бесчестье, вражда, ненависть, предательство – господствующей идеологией были возведены в высшую добродетель и нравственную норму поведения. Было от чего прийти в смятение.

Преподобный Сергий Радонежский. Икона

Преподобный Сергий Радонежский. Икона

Во времена Преподобного Сергия давление и угнетение были внешними, и то, по словам В.О. Ключевского, это обессиливающе действовало на народ, подрывало его способность к созиданию. В нашем столетии угнетение шло изнутри – за счет отпавшей части своих же. Это было во сто крат тяжелее. И то, что в этих невыносимых, бесчеловечных условиях подавляющая часть православного народа не озлобилась, сохранила свое достоинство и человеческое лицо, не впала в уныние, не опустила руки перед всепобеждающим злом (ведь никакого видимого просвета не было), – произошло это, я уверен, по молитвам Преподобного Сергия. В.О. Ключевский писал: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди XIV века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в движение нравственное чувство народа, поднять его дух выше его привычного уровня – такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник – вера».

Чудо, совершенное Преподобным Сергием в XIV веке, повторилось в веке XX – русский православный народ стал оживать, пелена, закрывавшая духовные очи народа, постепенно спала. В 1946 г. ворота Троице-Сергиевой Лавры снова открылись для молитвы, снова зажглись лампады над святыми мощами Преподобного Сергия. Обитель воссоздавала вся православная Русь. Каким большим праздником стало это событие для людей, переживших столько невзгод и лишений, столько лет пребывавших во тьме и сени смертной! Каким торжеством были освящение Троицкого и Успенского соборов, возвращение святых мощей Преподобного Сергия, воссоздание в Лавре Духовных школ. Луч света вновь воссиял над Россией, благодать Божия снова осенила Ее! С тех пор по милости Божией ворота Лавры непрестанно открыты для богомольцев и паломников, каждый может поклониться святым мощам Преподобного и возжечь перед ними свечу с молитвой за всех своих сродников, за землю Русскую, за Церковь Православную.

Поток людей, входящих в ворота Лавры на протяжении уже полустолетия не иссякает, но как изменились люди не только со времен В.О. Ключевского, а даже по сравнению с первыми послевоенными годами! Среди входящих в ворота Лавры значительно чаще, чем раньше, можно увидеть иностранцев. Да и внешний вид нынешних паломников не совпадает с привычным обликом русского паломника – с котомкой, со скромным взором. Но, слава Богу, среди паломников не перевелись и такие, особенно их много в дни церковных праздников.

Торжества в Троице-Сергиевой Лавре в день праздника Преподобного Сергия Радонежского.jpg

Торжества в Троице-Сергиевой Лавре в день праздника Преподобного Сергия Радонежского.jpg

Что же влечет всех этих людей в Лавру Преподобного Сергия?

Здесь миллионы людей получают отраду и утешение, обретают потерянную веру и угасшую надежду. Все хорошо знают, что если есть какой-то вопрос, который никто не может разрешить, нужно ехать к Преподобному, помолиться перед его святыми мощами, обратиться к лаврским старцам, и, если поступать по их благословению, все в жизни устроится так, как нужно, по воле Божией.

Ну а что же с теми паломниками, которые не выстаивают монастырских служб, не обращаются к старцам и именуются туристами? По сути дела, они тоже паломники, они тоже пришли к Преподобному в его Лавру. Что они уносят отсюда? Уверен, очень многое. Может быть, не сразу и не все они станут верными чадами Церкви, но поездка в Лавру к Преподобному дает им такую возможность.

Когда говорят о том, что сделал Преподобный Сергий для своего времени и для последующих поколений, часто имеют в виду лишь нравственное воздействие, которое изменило духовную жизнь народа, передаваемую из поколения в поколение живую традицию, образ жизни и бытия. Но в наши дни не меньшую роль играет и другая сторона подвига Преподобного Сергия, которая в былые столетия, возможно, занимала подчиненное место. Это образ Лавры в красках и архитектурных формах, включая даже находящиеся ныне в музее иконы, весь архитектурный ансамбль и, главное, богослужебный строй. Все это создано Преподобным и по его молитвам. Все это свидетельствует о том, что есть иной мир, что и в наше время есть источник чистой воды, есть место на Руси, где можно согреться. Уверен, не только православные согласятся с тем, что без Троице-Сергиевой Лавры в России да и во всем мире было бы пусто, что жизнь без Лавры была бы совсем иной.

Множество монастырей было создано Преподобным, его учениками и учениками его учеников. Это было чудом, которое преобразовало Русскую землю. Ныне мы являемся свидетелями нового чуда. Когда открывали Свято-Данилов монастырь, откуда появились первые братия? Из Лавры Преподобного. Когда возрождалась Свято-Введенская Оптина пустынь, откуда пришли монахи? Из Лавры Преподобного.

В статье, написанной по другому поводу, В.О. Ключевский сказал: «Когда исчезает из глаз тропа, по которой мы шли, прежде всего мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше. Двигаясь ощупью в потемках, мы видим перед собою полосу света, падающую на наш дальнейший путь от кого-то, идущего сзади нас. Это проводница наша – история, с ее светочем, с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего».

В наши дни, когда Русь, Россию снова постигли тяжкие испытания, когда опять наступило смутное время и у народа как будто опускаются руки от невозможности что-либо изменить, Лавра Преподобного Сергия, как в предыдущие лихолетья, дает нам всем надежду и упование.

В годину постигающих нас испытаний будем верить, что по молитвам игумена земли Русской Господь не оставит нас, что соблазны князя мира сего не прельстят русский народ. И соберет он свои растерянные нравственные силы, и за возрождением нравственным последует возрождение Отечества. А если уж будет совсем невмоготу, если будет одолевать уныние – будем чаще припадать к Преподобному Сергию. Дай Бог, чтобы больше никогда не угасли лампады перед его святыми мощами и не закрылись для наших молитв врата его святой Лавры.

Комментарии закрыты