Когда мы размышляем о будущем России, то под Россией мы имеем в виду государство. 

Однако сегодня отсутствует единое общепризнанное определение самого понятия «государство». Наиболее распространены в мире два типа государства: национальное (мононациональное) и многонациональное. Россию все называют государством многонациональным, хотя в нашей Конституции на это указания нет. В Конституции РФ сказано о многонациональном народе России, а многонациональный народ ассоциируется с многонациональным государством. Но ведь многонациональное государство по определению является империей. 

В настоящее время само слово «империя» в политическом лексиконе непопулярно, хоть все и говорят о многонациональности нашего государства, признавая тем самым существование империи. А раз существует империя, значит, существует державный народ. И задача соработничества Церкви и государства, имеющего имперские форму и содержание, заключается в воспитании имперского народа. Воспитание державного народа должно осуществляться в том традиционном духе, в котором он собирал эту державу, хранил ее и умножал.

Сейчас государство, объявляя себя многонациональным (то есть империей), не признает наличие в своей основе державного народа. Это самая главная наша проблема и беда. Не признавая русский народ имперским, или культурообразующим, государствообразующим, не воспитывая его в этом духе, мы теряем саму основу своей государственности. Поэтому никакие экономические и политические решения не смогут собрать воедино социально-территориальное пространство, которое мы называем Россией.

Архимандрит Георгий (Шестун)

Архимандрит Георгий (Шестун)

Вся история России доказывает, что наше государство процветало тогда, когда был Богом установленный порядок – сильная, но богобоязненная власть, которая строила жизнь народа на фундаменте Ветхого Завета – закона, порядка, заповедей, предписаний, в своей основе установленных Богом. А Церковь – это уже Новый Завет, который через любовь, благодать ведет людей ко спасению. И при этом Русь через Церковь шла ко спасению. Само понятие «государство» этимологически связано с понятием «государь», или «господарь». А «господарь» этимологически восходит к слову «Господь». Поэтому в основе государства – власть Богом данная, власть от Бога. При самодержавии это было даровано через помазание, через наследственную власть. Но сейчас у нас иное политическое устройство. А ведь будущего у России – державного, имперского устроения – вне православия просто нет.

Любая цивилизация характеризуется тем, что воспитывает, воспроизводит определенный тип личности. Благодаря этому мы можем отличить русского от француза, немца, от любого европейца, от американца, от человека восточной идентичности. Этот особый тип личности и характеризовал особенности решения проблем в государстве. Православный тип личности отличается тем, что это личность духовная. Но воспитывать такой тип личности вне Церкви невозможно. А если мы не будем иметь такого человека, то любые серьезные задачи, какими бы грандиозными финансовыми потоками они ни поддерживались, решить практически невозможно.

И демографическая проблема страны больше заключена в качестве людей, ее нельзя сводить исключительно к количеству людей, населяющих нашу территорию. Господь говорит: «Не бойся, малое стадо» (Лк. 12:32). И «малое стадо» с Божией помощью может решить большие задачи, если оно обладает истинным духовным основанием. 

Многие отмечают, что некий дух уныния витает над нашим народом. Необходимо его преодолеть, а для этого государство должно ставить перед народом грандиозные задачи. У русского человека есть особенность: он может участвовать только в великих делах. Ему не свойственно просто работать ради денег. И если бывает, он так делает, то почти всегда при этом ему тоскливо и скучно. Ему безрадостно от того, что он не может себя реализовать, русский человек должен не просто трудиться, а чувствовать свой вклад в некое важное дело. Вот, к примеру, развитие авиации или космонавтики: человек может быть главным конструктором КБ, а может – обыкновенным заводским токарем, это не имеет значения. Причастность к такому великому делу будет одинаково вдохновлять этих людей. Потому-то в настоящее время, когда великие задачи почти не ставятся ни в науке, ни в культуре, ни в производстве, некое уныние наблюдается, потому что только добывать деньги для православного человека, для русского человека – задача слишком простая и не соответствует высоким запросам души. Важна именно возвышенность служения.

Государственная элита, воспитанная в западном духе, не связывает свою судьбу, жизнь своего рода с Русской землей. Их дети учатся за границей, их имущество и деньги там. Делателей нет и политической воли нет для реализации необходимых проектов для возрождения России. Остается только нам самим думать о том, как жить на нашей земле. Самая главная ошибка, что наше государство стало преемником Советского Союза. Почему мы никак не станем преемниками исторической России? 

Российское государство всегда было устроено по семейному принципу: во главе стоял «отец». В идеале это, конечно, православный царь. Его и называли «царь-батюшка» – так его и почитали, и слушались. Государственное устройство являлось примером устроения семьи. Например, у святого царя Николая была своя семья, свои дети, но семьей для него был и весь народ, вся Россия, которую он хранил и за которую перед Богом отвечал. Он подавал пример служения Богу, пример семейных отношений, воспитания чад. Показывал, как надо хранить родную страну, ее территорию, ее духовные и материальные богатства, ее святыни, веру. 

Сегодня одна из главных задач – возродить мужской дух, дух отцовства. Но чтобы это произошло, важен дух всего государства. Когда оно построено на либеральных принципах всеобщего равенства, диктата всевозможных меньшинств, феминизма, почти неограниченной свободы в поведении, то это проникает и в семью. Тогда начинаются разговоры о введении ювенальной юстиции, которая полностью подрывает авторитет родителей, лишает их возможности воспитывать собственных детей на традиционных началах. Это просто разрушение всего божественного иерархического устроения мира.

Теперь, когда нет царя, но если есть сильный президент, то мы радуемся, что это человек, который думает о России, о народе, заботится о нас. Если нет сильной власти в государстве, нет во главе «отца», то, значит, и в семьях его не будет. Единовластие, отцовство – главный принцип построения семьи. Семья не может быть построена на либерально-демократических принципах. Сейчас даже от многих представителей власти можно слышать: «Да какая семья, что вы говорите?! Все это – прошлый век. Что вы собираетесь, обсуждаете? Посмотрите, как современные люди живут: свободные отношения, гражданский брак, независимость друг от друга». И такое уже есть у нас. Но есть и возрождение православной семьи – постепенно в нее возвращается традиционный уклад. У нас есть Патриарх – наш отец, епископ – наш отец, есть батюшка на приходе – духовный отец. И в семье потихоньку появляется батюшка. Семья уже строится на божественных началах.

Простым людям нужно, несмотря ни на что, сохранять традиционные, установленные Богом формы устроения семьи. Именно этим мы со временем восстановим и в государстве иерархический порядок. Восстановим нашу народную жизнь как общинную жизнь, как соборную жизнь, как семейную жизнь. Народ – это единая, соборная, Богом данная семья. Сохраняя православие, духовные традиции, культуру, православную семью, воспитывая детей по-православному, строя свою жизнь по божественным законам, мы тем самым будем возрождать и Россию.
Архимандрит Георгий (Шестун)

Комментарии закрыты