«Память есть хранение познанного, а воспоминание – возвращение ушедшего»,

– сказал святой Василий Великий. ХХ век, как никакой другой, в нашей стране явил образы верности Христу даже до смерти, смерти же крестныя. Именно подвиги новомучеников позволяют нам по-другому смотреть на события истории прошлого страшного столетия.

Вот уже более семи лет инициативная группа приходов храма Преображения Господня г. Чебаркуля и храма Покрова Богородицы села Травники Челябинской епархии занимается поиском документов репрессированных жителей Чебаркульского района Челябинской области. Эта статья – попытка поделиться найденными фактами и документами, а главное именами, которые открывались нам порой чудесным образом.

С начала XX века и до 1930-х гг. население Челябинска выросло почти в семь раз. Обусловлено это было большим наплывом переселенцев из разных уголков России. В 1931 г. Челябинск был крупным индустриальным городом, в нем жили 175 тыс. человек. При таком притоке новых людей традиции большинством не воспринимались, единства даже среди верующих не наблюдалось. Местная власть отличалась особой жестокостью в борьбе с Церковью. Поэтому так легко здесь шло первоначальное развитие обновленчества и григорианства. В 1916 г. в Челябинске действовали 17 православных храмов, к 1930 г. остался всего один действующий Свято-Симеоновский храм, переданный с 1922 г. обновленцам.

«Вольнодумцы и прошлые еретики, сектанты ныне не в моде, и диавол не находит в них достаточного плода для погубления молодого поколения. В наше время цивилизации и культуры диавол стал перед образованным молодым человечеством без маски, он прямо заявил устами молодого человечества: «Бога нет! Религия – дурман, попы – обманщики». В это время великого отступления явилась весною 1922 г. новая небывалая ересь – церковный прогресс, обновленцы. Обновленцы-попы исказили правила церковные безо всякой на то нужды. Обновленцы решили не свою жизнь обновить правилами церковными и святым Евангелием, а наоборот – правила церковные и святое Евангелие подогнать под свою жизнь, полную всякого беззакония. Из всех расколов и ересей обновление считается у диавола самой совершенной общиной. Ни одна ересь так тонко не прикрывала себя православием в течение всех веков…» – писал в своем дневнике сосланный в Челябинск священник Яков Сторожилов.

Шел 1936 г. На территории Челябинска и области проживало еще много священнослужителей, многие из которых не раз уже были арестованы, прошли лагеря и ссылки и вернулись на свои приходы. Челябинские власти к этому времени уже твердо решили одним махом окончательно покончить с религией в своей области. Вот как они это сделали.

Епископ Антоний (Миловидов)

Епископ Антоний (Миловидов)

Епископ Антоний (Миловидов) арестован УНКВД Омской области 29 ноября 1936 г. 22 марта приговорен к 10 годам лишения свободы. Именно ему из Челябинска написал свое письмо священник Яков Сторожилов, и оно было найдено прибывшими по доносу чекистами. Там же найдена была листовка с «воззванием епископа Антония», сфабрикованная сотрудниками челябинского НКВД. История с «воззванием» была доведена челябинскими чекистами до омских коллег, которые как раз завершали собственное дело по обвинению Миловидова. Епископа Антония переводят в челябинскую тюрьму для обвинения в новых «преступлениях».
За два года следствия по «делу епископа Миловидова» было арестовано свыше 1200 священнослужителей и мирян, многие были расстреляны.

Фото из следственного дела Глеба Коптягина

Фото из следственного дела Глеба Коптягина

Протоиерей Глеб Коптягин к 1937 г. уже дважды был арестован, испытал на себе тяготы лагерной жизни в Красновишерском концлагере. Там он познакомился с епископом Антонием (Миловидовым), вместе отбывали срок. Работали на заготовке леса. За невыполнение нормы заключенных избивали прикладами, в сорокаградусный мороз держали босиком по два–три часа, наливали под ноги ледяную воду. После досрочного освобождения отец Глеб вернулся в Челябинскую область в г. Миасс.

Выписка из протокола о расстреле Глеба Коптягина

Выписка из протокола о расстреле Глеба Коптягина

В 1935 г. в Миассе действовали две церкви: Свято-Троицкая, в которой служили обновленцы, и Александро-Невская, где собрались «тихоновцы». Протоиерей Глеб Коптягин стал служителем Александро-Невской церкви и благочинным Миасского округа. На него первого вышли чекисты, желавшие скорейшего уничтожения миасской Тихоновской общины, оплота православия всего края. Арест, допросы священника Коптягина ни к чему не привели, сломить отца Глеба им тоже не удалось, показаний против других служителей он не дал. У отца Глеба была также «найдена» листовка с «воззванием епископа Миловидова», будто бы присланная от него.

Четыре месяца длилось следствие по миасскому делу о якобы созданной контрреволюционной организации «Партия угнетенных христиан» (ПУХ), возникшей под «предводительством епископа Антония (Миловидова)». В ходе следствия в Миассе было арестовано более 50 человек, как «тихоновцев», так и обновленцев. Расскажем о некоторых членах Тихоновской общины Александро-Невского храма. Все они были расстреляны вместе с епископом Антонием (Миловидовым) 4 октября 1937 г.

Протоиерей Николай Малышев с дочерью в 1906 г.

Протоиерей Николай Малышев с дочерью в 1906 г.

Протоиерей Николай Апполинарьевич Малышев (1862–1937) был самый старший из арестованных священников, ему исполнилось 75 лет, 50 лет из которых он отдал служению Церкви. На момент ареста в 1937 г. отец Николай был уже судим 4 раза. Рано овдовев, он воспитывал один трех дочерей и племянника. На допросах вел себя стойко, остался верен Церкви до конца. В последнем слове на суде произнес:

«Виновным себя не признаю. Я никогда не был в организации, называемой ПУХ… Только на суде узнал о такой организации. По своим годам и своему здоровью я стою на краю могилы, а посему прошу суд дать мне умереть на своей родине и на свободе».

Выписка из протокола о расстреле Николая Малышева

Выписка из протокола о расстреле Николая Малышева

Священник Владимир Петров с женой

Священник Владимир Петров с женой

Протоиерей Владимир Иванович Петров (1868–1937) в 1937 г. был настоятелем Александро-Невской церкви Миасса. Окончив Оренбургскую духовную семинарию, преподавал церковное пение и татарский язык в Челябинском духовном училище, вел занятия в церковно-приходских школах, в ремесленном училище. С 1918 по 1930 г. был благочинным Миасского округа. В 1930 г. был арестован, шесть лет провел в лагерях и вернулся в Миасс. Арестован вместе с другими священниками Тихоновской общины. Виновным себя не признал.

Выписка из протокола о расстреле священника Владимира Петрова

Выписка из протокола о расстреле священника Владимира Петрова

Протоиерей Владимир Васильевич Баев (1883–1937) происходил из семьи служащего. С 25 лет в сане священника, пережил два ареста и длительное пребывание в тюрьме. Служил в Александро-Невской церкви Миасса. Арестован вместе с другими священниками, обвинен как «участник контрреволюционно-повстанческой организации церковников и духовенства Миасского района «тихоновской» ориентации». Виновным себя не признал.

Фото из сдедственного дела священника Василия Носова

Фото из сдедственного дела священника Василия Носова

Священник Василий Михайлович Носов (1886–1937) происходил из кубанских казаков. С 19 лет в священническом сане. Служил в Петропавловском соборе Миасса до его разрушения. Арестован в 1930 г., пережил ссылку, лагеря, чудом выжил на строительстве Беломорканала. После освобождения вернулся в Миасс.

Священник Василий Носов с семьей

Священник Василий Носов с семьей

Служил в Александро-Невской церкви. «Тихоновец». Имел большую семью – жену и девять детей. Во время ареста в 1937 г., когда отца Василия стали уводить, один из сотрудников НКВД сказал ему: «Не жалко тебе такую семью, на кого ты их оставляешь?!» На это Носов ответил: «Я оставляю их на Бога, Он им поможет». Примером своей стойкости отец Василий помог не сломиться многим, кто находился с ним в заключении. Об этом свидетельствовал в своих дневниках ныне прославленный Церковью преподобноисповедник Гавриил (Игошкин).

Александро-Невская церковь Миасского завода

Александро-Невская церковь Миасского завода

Монахиня Марфа (Марфа Герасимовна Задорина; 1891–1937) была насельницей Свято-Введенского Верхнетеченского женского монастыря Шадринского уезда ныне Курганской области; вероятно, поселилась в Миассе после закрытия монастыря. Проживала в сторожке Александро-Невской церкви, была сторожем храма. Арестована вместе со священниками как «участница контрреволюционно-повстанческой организации церковников и духовенства Миасского района «тихоновской» ориентации». Виновной себя не признала. В Челябинской тюрьме пережила три допроса с избиениями и пытками. Через 20 дней пребывания в тюрьме была доставлена в тюремную больницу с признаками паралича обеих ног, расстройством речи и кровоизлияниями в мозг. Не разговаривала, ходить не могла. Умерла в тюремной больнице в июне 1937 г.

Святая мученица Параскева (Кочнева)

Святая мученица Параскева (Кочнева)

Параскева Степановна Кочнева (1890–1939) происходила из крестьян, в 1912–1932 гг. служила при Казанско-Богородицкой церкви пос. Кочнево. В 1932 г. выступала против закрытия храма, за что подверглась преследованиям со стороны властей. В 1932–1937 гг. проживала в Миассе, работала сторожем при Александро-Невской церкви. После ареста священнослужителей и причта Тихоновской общины Александро-Невской церкви в 1937 г. была выбрана членом «двадцатки» прихода. Церковный совет стал искать священника для совершения богослужений, но власти отказывались его регистрировать. Тогда Прасковья написала жалобу во ВЦИК, собрала подписи верующих и сама поехала в Москву. Приехав в Москву 27 декабря 1937 г., она подала жалобу во ВЦИК и встретилась с митрополитом Сергием (Страгородским), который назначил священника на Миасский приход. На Казанском вокзале 29 декабря 1937 г. назначенный священник и Прасковья Степановна были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму. На допросах Прасковья прямо называла себя активной церковницей, но категорически отрицала всякие политические обвинения. Обвинена по ст. 58-10. Приговорена 14 февраля 1938 г. к 10 годам лагерей и отправлена в Бамлаг, в Буреинский железнодорожный лагерь на станции Известковая. Во время работ в лагере была раздавлена вагонеткой. Скончалась 8 апреля 1939 г. в лагерной больнице.

Канонизирована в лике мучеников на заседании Святейшего Синода 16 июля 2005 г. по представлению Московской Патриархии. Святая мученица Параскева, моли Бога о нас!

Это лишь немногое из того, что открылось нам в найденных документах. Слава Богу, открывающему нам подвиги новомучеников. Их мужеством да укрепит Господь всех нас.

Елена Туранина

Комментарии закрыты