Воспоминания о Великой Отечественной войне, а также рассуждения о войне против Церкви и христиан насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никодима (Деева).

Когда началась война, я был еще маленьким. Помню себя пятилетним ребенком. Семья наша жила в Юрьеве-Польском, во Владимирской области. Дома все молились. Пока шла война, отец был на фронте. Он пришел в 1945 г. Я спросил его тогда: «Папа, как там на войне?» И он рассказал, что, когда приспела Пасха, было жарко. Отец прошел в окружную кукурузным полем, чтобы зайти в церковь помолиться. Пробрался к храму, осторожно заходит туда, смотрит – а там генералы, полковники, офицеры – все здесь! Папа тоже стал молиться. Один из помощников, ниже чином, заметил его и говорит тихонько: «Уходи давай скорее, чтоб тебя не видели!» Тогда строго было, боялись, что кто-то увидит и донесет. Моего отца могли потом по распоряжению на передовую кинуть, чтобы он погиб как ненужный свидетель.

Все молились, хоть и тайно, и просили помощи у Бога. Как говорят, на войне неверующих не бывает. Но меня удивило другое. Казалось бы, страшная война закончилась, уже праздновали Победу, отстояли свою землю – столько городов, деревень и сел – а тут начинается хрущевское гонение на Церковь, и храмы, которые сберегли от разрушения в войну, начинают один за другим закрывать. За это время было закрыто 15 тысяч храмов! Мой отец и другие люди обращались в разные инстанции: «Защитите, пожалуйста!» Но практически никто не вступился, все побоялись, даже ветераны. Ведь опять стали сажать по тюрьмам, и любой мог попасть под подозрение, а уж тем более за такое.

Архимандрит Никодим (Деев)

Архимандрит Никодим (Деев)

Вот такое сложное время тогда настало. Всем обещали, что теперь будет хорошая жизнь. Отец только перед смертью получил разрешение на бесплатный проезд в транспорте, а умер он в 1985 г. До этого никаких льгот не было.

В Патриаршем календаре за 2015 г.на стр. 273 приводятся слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что свободу можно обрести только в монастыре. Так и есть. Потому что подлинная свобода – это свобода от страстей. Для истинного монаха заключение или другие жизненные испытания не страшны, потому что внутренне, духовно он свободен. Что нам переживать, если материально, юридически или еще как-то мы не защищены или не обеспечены, когда мы со Христом, Господом нашим и Богом. Нужно, чтобы любовь к Богу у братии и у нас с вами была, как у Преподобного Сергия.

Сейчас жалуются, что, дескать, то плохо, другое плохо… Дорогие мои! Запомните, что в Евангелии Господь говорит: «Меня гнали, и вас будут гнать» (Ин. 15:20). Но если священник будет говорить в храме на проповеди: «Приходите в православие: нас распинают, убивают, мучают, сажают, голодом морят», – то единицы захотят прийти. А если поставить вопрос по-другому: «Христос пострадал, отдал свою жизнь, чтобы мы спаслись. Он пожертвовал Собой, а мы ради любви к Богу последуем за Ним по крестному пути испытаний и скорбей», – тогда откроется глубина жизни во Христе.

Справка
Отец Никодим (в миру – Валентин Васильевич Деев) родился 1 июля 1936 г. Окончив в 1955 г. среднюю школу, вскоре поступил в Московскую духовную семинарию. В 1961 г. Валентин получил на руки аттестат об успешном окончании духовной школы. Сдав вступительные экзамены, он поступил в Московскую духовную академию. В 1964 г. был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру. В следующем году 2 апреля наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) был пострижен в монашество, а 11 апреля митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) был хиротонисан во иеродиакона. В том же году иеродиакон Никодим окончил Духовную академию со степенью кандидата богословия. 21 июля 1967 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) рукоположил его в сан иеромонаха. Его Святейшеству сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и архиепископ Таллинский Алексий (Ридигер) – два будущих Патриарха. Отец Никодим поступил в аспирантуру при МДА, окончил ее 17 июня 1974 г. В 1981 г. возведен во игумена, в 1990 г. – в сан архимандрита.

Комментарии закрыты