О сути христианской жизни рассуждает духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич). 

Свобода человека

«Человек создан для счастья, как птица для полета», – писал А.П. Чехов. Классик верно подметил, однако ничто земное не способно сделать нас по-настоящему счастливыми. Человек ощущает в себе некую пустоту, заполнить которую ничем земным невозможно. Никакими наслаждениями, победами, свершениями, привязанностями, отношениями, деньгами, властью, науками, художествами, спортивными достижениями, хобби, алкоголем, наркотиками, зрелищами, телевидением, непрестанно растущим контентом всемирной паутины…

Здесь мы имеем дело с той пустотой, которую впервые ощутил в себе падший Адам, когда в его сердце, где ранее обитал Бог, не осталось места для Создателя. Власть над душой человека с согласия самого обманутого прародителя была похищена сатаной. «Станете как боги» (Быт. 3:4–5), – обещал лукавый, а на самом деле «богом», вселившимся отныне в сердце человека, стал диавол. С тех пор человека не оставляют страхи и тревоги, он, точно, не принадлежит сам себе. Из сердца его исходят «злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7:21–22). Потому что когда человек без Бога, он остается наедине с тем самым древним змием, который умнее, опытнее и сильнее его. 

Сильнее же сатаны только Бог. И вот, Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы разрушить дело сатаны и вернуть в сердце человека Царство Богообщения, рай.

Однако непреложным остается закон свободы человека. Господь никого не спасает насильно. От человека требуется встречное движение к Богу. Многими скорбями и многими трудами надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Господь отворил запертые после человеческого грехопадения Небеса, проложил путь возвращения к Богу Отцу. Но пройти этот путь, при Божием содействии, каждый из нас может, лишь употребляя собственное подвижническое усердие.

Отец Небесный послал Сына Своего единородного на Крестную смерть, чтобы спасти человека, который по своеволию и непослушанию отверг Бога и сам подчинил себя сатане. Теперь Господь призывает человека отвергнуться себя – ветхого, зараженного грехом, и воссоединиться с Богом путем исполнения главной заповеди о любви к Нему всеми силами души с помощью непрестанной молитвы и богоустановленного Таинства Причащения, и самому таким образом «стать богом по благодати». Господу дорог каждый человек. Господь бережно относится даже к самому уже истлевающему в грехах человеку и силен восстановить, воссоздать его, «спасти погибшего», если только сам человек этого захочет, попросит о том Господа и со своей стороны употребит усилия, без коих Царство Небесное недостижимо.

Духовник Донского монастыря Валентин (Гуревич)

Духовник Донского монастыря Валентин (Гуревич)

Криминальная группировка дьявола

«Добро, если бы грешник был сам по себе, один», – размышлял святитель Феофан Затворник. Но есть общество грешников, которое все обычаи свои привело в такое устроение, чтобы агрессивно толкать, увлекать грешника в богопротивную жизнь. 

И современные электронные коммуникации только упрочняют эту пагубную сеть порока и лжи. Общество грешников нивелирует всех под один знаменатель греха. То, что раньше считалось постыдным, сегодня навязывают в качестве нормы. Даже извращения выдают за эталон того, как надо жить. Вся жизнь современного общества устроена так, чтобы отвлечь человека от Единого на потребу. 

За этой видимой корпорацией – князь мира сего с его демонскими, бесовскими полчищами. Сатана, свергнутый с неба и увлекший за собой треть Ангельского мира, ополчился на человека, созданного восполнить число отпавших. Диавол хочет создать свое царство в противовес Царству Небесному. Идет борьба за каждую человеческую душу. 

По словам святителя Феофана Затворника, «у сатаны одна забота, чтобы то, чем человек весь занят, где его сознание, внимание, сердце, – было не Бог единственно и исключительно, а что-нибудь вне Его, чтобы прилепившись к сему умом, волею и сердцем, он имел то вместо Бога и о том только заботился, о том разведывал, тем услаждался и обладал». 

Мы все разбойники, смертники. Разница лишь в мере нашего благоразумия или в отсутствии оного. Помните, на Голгофе было три креста? «Разрушил еси Крестом Твоим смерть, отверзл еси разбойнику рай», – то есть, благоразумному разбойнику, исповедавшему со своего креста Господа Спасом и вошедшему в рай. 

Человек стал разбойником, преступником в результате преступления Божественных заповедей, он потерял свободу, стал рабом своих страстей. Но также посредством греха он подчинил себя диаволу. Все бесовское воинство во главе с сатаной – это банда, к которой принадлежит каждый грешник, также связанный по рукам и ногам обществом грешников, всем современным миром. И эти ошейники только затягиваются. 

Он бы и хотел освободиться от этой круговой поруки, но сам этого сделать не в силах. Бесы усиленно следят за каждым своим подопечным, чтобы он ни в коем случае даже не помыслил о том, чтобы вырваться из этой зависимости. Стоит ему только возыметь желание «завязать», как он тут же подвергается невыносимым ударам. Апостол Павел пишет: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле» (Тим. 3:12, 13).

Крест как условие любви к врагам

Почему для любящих Господа и желающих быть с Ним, а значит, в Царствии Небесном, крестоношение здесь, на земле, неизбежно? Всякому, пытающемуся освободиться от бесовских уз, грозят раны и скорби. То есть крест. Желающему выйти из этой криминальной сатанинской группировки на свободу, неизбежно надо пойти на крест и заплатить, как говорил преподобный Варсонофий Оптинский, «страстям невольную мучительную дань». 

Нелегко отвергнуться себя. Это чревато болью, на которую можно согласиться, лишь люто возненавидев грех в себе. Грех, который стал нашей сущностью, вторым «я», которое воспринимается уже как единственно возможное, отвержение от которого для нас равносильно смерти. Но именно так, через смерть своего ветхого «я» и можно многими скорбями войти в Царствие Небесное – в наше общее с Богом «Мы». 

Человек слаб, часто, убоявшись, возвращается на свою греховную колею. А Господь не любит боязливых. Он призывает Своих учеников не оглядываться вспять. Сопротивление сатанинской власти мира сего и противление собственным страстям – крест, на который мы должны идти. Так было всегда. 

Но особенно эта брань освобождения от рабства страстям и греху и обретения свободы в Боге обостряется в наши дни. Когда мир уже не скрывает своей ненависти к Богу и Его последователям. Сейчас особенно явной становится неизбежность креста для хотящих спастися. 

Именно сейчас особо важно хранить заповедь о любви к врагам. 

Любовь к врагам для преподобного Силуана Афонского была критерием истины. Ибо если в нас есть любовь даже к врагам, то это значит, что в нашем сердце обитает Святой Дух, и мы способны познать Истину – Божественную природу Господа Иисуса Христа, которая познается только Духом Святым. Если же в сердце нашем ожесточение, значит, там все еще действует дух вражий. Ибо Бог есть любовь, и только любовь. Значит, мы не распяли себя. Значит, мы все еще следуем учению сатаны, предпочитая, согласно его духу гордыни, себя всем. 

А исполнение Евангельского закона любви Христовой на деле всегда оборачивается крестоношением, Голгофой. «Кто Мне служит, тот Мне да последует. И где Я, там и слуга Мой будет. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32), – сказал Господь, давая понять, какою смертью Он умрет и как будем спасены мы.

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Крест – условие любви к врагам. Потому что только пройдя через крест, распяв своего ветхого человека, мы даем простор торжеству Духа Святаго, силою крестною укрепляющего нас в любви к врагам. Так наши враги становятся главными нашими благодетелями: лишая мнимых благ ветхого человека, одаряют нас Духом Святым! Преподобный Серафим Саровский говорил: «Лучше умереть, чем согрешить».

Генштаб по спасению нации 

Внутренняя работа над своей душой труднее всего на свете. Это знали мудрецы всех времен и народов. Соломон отмечал: сдерживающий гнев больше берущего приступом город. Лао-Цзы утверждал: побеждающий людей силен, а побеждающий себя могущественен. Будда говорил: если один человек 1000 раз победит 1000 людей на поле брани, а другой победит себя самого, то именно этот второй – величайший победитель в битве. 

А мы, христиане, знаем, что без помощи Божией мы и не можем стать победителями в этой труднейшей из битв. Ибо эта война неизмеримо тяжелее войны в обычном смысле этого слова. На обычной войне ты можешь один раз накрыть своим телом амбразуру – и ты уже герой. А в брани духовной не бывает единократных – раз и навсегда – одержанных побед. Здесь мы должны быть бдительны всегда, до гробовой доскиНам кажется, что мы иногда можемотдохнуть, расслабиться. Но невидимый враг никогда не спит. И именно в момент нашего отдыха и расслабления он может послать свою стрелу в виде помысла или соблазна в одну из наших болевых точек.«Бодрствуйте и молитесь,– сказал Господь Своим ученикам, – чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41). 

Сатана подстерегает последователей Христа каждый момент, действует посредством смертного сего тела. 

За этот небольшой отрезок жизни мы должны успеть вернуться к Богу путём исполнения главной заповеди о любви к Богу всеми силами души, посредством непрестанной Иисусовой молитвы и в богоустановленном Таинстве Причащения стать Ему сокровниками и сотелесниками, а значит, перейти из тления в вечность. Господь об этом молился перед Своей Крестной смертью за нас: «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). 

Непрестанная молитва, то есть непрерываемое Богообщение, заповеданы всем, кто желает спастись. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»(1 Фес. 5:16–18). Эти слова апостола Павла обращены сегодня к каждому из нас! 

Спасение души – самое трудное из всех дел на земле, о чем – упоминавшиеся слова древних мудрецов и учение святителя Феофана о войне на три фронта – со своими страстями, с агрессивным влиянием общества грешников и с невидимыми полчищами демонов, возглавляемых сатаной, который никогда не спит и всегда готов послать свою отравленную стрелу в момент нашего отдыха и расслабленности. 

Люди учатся чему угодно – наукам, искусствам, ремеслам, а в отношении самой главной и самой трудоемкой профессии – спасения души говорят: «Мы сами с усами, нам Церковь не нужна!» 

А Церковь – хранительница предания, всего многовекового опыта святых, методик борьбы с сатаной. Святые отцы писали целые трактаты! 

Церковь – высочайшее из всех существующих на земле высших учебных заведений. Генштаб по спасению нации. Здесь есть своя профессура, академики, мастера, военачальники. А главное – присутствует благодать Духа Святаго, без которой все человеческие старания и усилия тщетны. Поэтому безумие, если кто-то говорит, что сможет обойтись без Церкви. Этот человек не имеет даже представления о том, что такое духовная жизнь.

Сонаследники Царя Небесного

Апостол Павел сказал, что все мы, христиане, теперь дети Божии, а значит и наследники, сонаследники же Христа в Царстве Отца Его Небесного. 

Люди здесь, на земле, стремятся к власти, богатствам, наслаждениям. Но все, что человек получает от дьявола в мире сем, оборачивается обманом, смертью, ужасом, оскоминой, похмельем, помойкой на душе. Только в Боге – совокупность всех компонентов счастья: «око не видело, ухо не слышало, и не всходило на сердце человека то, что Бог уготовал любящим Его»(1 Кор. 2:9). Это счастье всеобъемлющее, безущербное. А люди увлекаются земными суррогатами, которые не стоят и мизерной доли того, что представляет собой блаженство Царства Небесного. И оно начинается уже здесь, на земле. Если мы не познаем его в этой жизни, оно для нас и в веке будущем останется недосягаемым.

Мы должны всем своим существом сосредоточиться на исполнении заповеданного: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Лк. 10:27). Все прочее крадет наши душевные силы у любви к Богу. Рассеиваясь же, рассыпаясь на суету, человек не спасается, а погибает. Господь стоит рядом и ждет, когда мы обратим на Него внимание. А мы заняты чем-то другим, в чем мы остро заинтересованы: то одним, то вторым, то третьим. Он наш Творец. Он знает каждую клеточку нашего естества. Он нам приготовил блаженную вечность. Стяжал нас ценою Своей Крови, распявшись за нас на Кресте. А мы заботимся о своем тленном теле: что есть и во что одеваться, отказываясь от Христа.

Царство Небесное силой берется (Мф. 11:12), претерпеванием скорбей, несением креста. В этом уподоблении и соединении с Господом залог нашего приобщения ко всем благам, которыми обладает Он. 

Бог есть любовь (Ин. 4:16). Он есть безбрежный океан любви, которая изольется в наше сердце, в опыте покаяния способное вместить не только весь мир, но и Божество. Он есть покой непоколебимый. Если Бог с нами, нам ничего повредить уже не может. «Мир Мой даю вам, не так, как мир дает» (Ин. 14:27).

С Господом мы приобщаемся к Его всеведению. Любое человеческое знание ограничено: количеством мегабайтов или сроком жизни ученого. Мы знаем ничтожную долю того, что таит в себе мироздание. Наукой открыто больше, чем знает каждый из нас, но и ее суммарное знание конечно. А Бог знает Свое творение всецело и адекватно, в то время как человек частично и приблизительно. Человек, соединенный с Богом, будет приобщен к Его всеведению. 

Блаженство единения с Богом несравнимо ни с какими земными утешениями. Люди, раз вкусившие этой сладости Небесной, следовали за Христом, и уже ничто не могло их от этого удержать. Никакие брачные восторги, земная власть над всеми царствами мира – ничто по сравнению с тем, что имеет Бог и Его наследники! 

Так, преподобный Силуан Афонский, который вполне познал наслаждение плотской любви, оставил мир и убедился, что это ничто по сравнению с неописуемым блаженством любви Святаго Духа. 

Выдающиеся, незаурядные представители рода человеческого, обладавшие в этом мире всем, оставляли все, как никчемные игрушки, и следовали за Христом. Достаточно вспомнить таких царедворцев, как Арсений Великий и Иоанн Дамаскин. 

Человек, последовавший за Христом, будет наделен всемогуществом Царя царей и Господина господ. В Апокалипсисе сказано: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

Итак, если мы с Божией помощью претерпим до конца, то будем соцарствовать со Христом! Как сонаследники Отца Небесного.

Подготовила Ольга Орлова

Комментарии закрыты