Речь его Высокопреосвященства Митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича)1, обращенная к его пастве, собравшейся на центральной площади города Никшича в составе 30 тыс. человек после крестного хода и общей молитвы в защиту православных святынь (20 февраля 2020 г.). 

Да поможет вам Бог, воскресший народ Черногории! Народ Божий, народ святого Василия Острожского и святителя Петра Цетинского!2

В древней римской пословице говорится: vox populi – vox Dei. Глас народа – глас Божий. Именно такой народ собрался и собирается в эти дни в Черногории. Должен вам признаться, мне самому стало казаться, что он здесь приуменьшился и практически уже исчез. Ибо было время, когда появился народ, о котором наш владыка Раде3говорит: «А народ – одно большое стадо, он хорош, когда его стегают»4. Был такой народ, поскольку было насилие, учиненное над нашим народом и перед Второй мировой войной, и особенно после нее. Бог Отец и Сын и Святой Дух – Троица Всесвятая была предана забвению. Бог, Который есть любовь, был забыт, словно Его и не было, ибо ненависть попыталась заменить собой Бога. Богоубийство и братоубийство стали законом, которым руководствовались целые поколения. 

Однако что происходит? Несмотря ни на что cохранился огонь Божий в естестве народном – и этот огонь веры, огонь любви, огонь истинолюбия, огонь правды и правдолюбия разгорелся от пепла, тлеющего на дне очага, и огонь Божией веры в народе вновь засиял в Черногории. Должен вам засвидетельствовать, что, проехав по миру, я могу уверенно сказать, что подобного народа вы не найдете сегодня ни на севере, ни на юге, ни на востоке. И народ сей стал духовным средоточием не только Черногории, и нашего сербского рода, и страны нашей, но и духовным средоточием всей Европы и даже, я бы сказал, всего мира. Он собирается сегодня вокруг своих святынь, не позволяя отдать их на поругание, сберегая свою честь, свою душу и становясь тем самым истинным народом Божиим. Этот народ строит свое основание на Стеге – известном указе святителя Петра Цетинского – первом своде законов 1796 г. перед битвами при Крусах и Мартиничах5. Святитель принял этот кодекс, малый по содержанию, но великий по значению, поскольку благодаря ему были собраны воедино и призваны к миру и братской любви рассорившиеся черногорские племена и их предводители, что обернулось славными победами в названных битвах. 

В 1800 г. святитель Петр Цетинский принял закон, написанный им во славу Святой Троицы – во имя Отца и Сына и Святого Духа – и содержащий в себе 33 пункта – по числу лет, прожитых на земле Господом нашим Иисусом Христом, в ознаменование того, что каждое слово в нем было проникнуто духом молитвы Господней и исповедания веры в Бога. Вот основание, на котором святитель Петр Цетинский строил свою Черногорию. Этот закон действовал до 1856 г., до князя Даниила, издавшего новый закон, а затем – до Валтазара Богишича (серба из Дубровника) – автора наиболее значимого закона в истории Черногории, по которому она впоследствии управлялась и как княжество, а затем и как королевство. И вместо того чтобы вернуться к этим установлениям – законам святителя Петра, князя Даниила, Валтазара Богишича, определившего естественное разграничение между церковным и государственным имуществом, сосредоточенным в руках королевской семьи, – сегодня принимаются законы, которые суть продолжение изъятия и осквернения святынь и церковных ценностей. И поэтому мы твердо заявляем, что не отдадим наши святыни на поругание! 

Таким образом, очевидно, что принятый сейчас в Черногории закон родился из царившего здесь после Второй мировой войны духа грабежа, братоубийства и богоубийства. И великий Божий дар заключается в воскрешении нашего народа, который не утратил свою душу, свою честь и чувство благоговения перед святыней, что является самым важным для каждого человека и для каждого народа на земле. Вы являетесь свидетелями этого великого Божиего дара для всего нашего сербского рода, но также и для всех европейских народов, народов Америки и всего мира, ибо когда народ Божий заговорит, то это будет словом Божиим, словом Истины и правды Его. И потому было бы весьма важно, чтобы законы, основанные на духе братоубиства и богоубийства, грабежа, осквернения святынь, были бы как можно скорее отменены, поскольку я уверен, что многие из тех, кто голосовал за нынешнее руководство Черногории, никогда бы не отдали за эту власть своего голоса, зная, что они станут принимать подобные безбожные законы. И если у правителей есть совесть и разум, то им следовало бы просто взглянуть на людей, собравшихся сегодня здесь.

И великий дар нашему народу в том, что он освободился от страха. Вы знаете, сколько страха было у нас со времен войны и в последующие годы, и я сам свидетель того страха. А теперь здесь у нас неустрашимый народ, который хранит свою честь, свое национальное достоинство и достоинство Черногории, возвращая Черногории ее дух и душу, все самое святое и почтенное, чем гордился наш сербский народ во времена Иоанна-Владимира6, династий Не́маничей, Ба́лшичей, Черно́евичей и святородной лозы Пе́тровичей. 

Владыка Амфилохий (Радович)

Владыка Амфилохий (Радович)

И потому мы не отдадим наши святыни и надеемся, что те, кто приняли этот, вне всякого сомнения, беззаконный закон, осознают сей факт как можно скорее и отменят свое решение, дабы спасти тем самым честь правительства и президента, честь нашего государства и, что важнее всего, честь самой Черногории. В нашей истории подобные народные волнения всегда завершались очень грозными событиями и потрясениями. Сегодня мы наблюдаем, как впервые за XX и XXI век народ наш вернулся к истинному и подлинному поведению народа Божия, того народа, в гласе которого слышится глас Живого и Вечного Бога, а в этом и заключается главный смысл наших крестных ходов. И мы продолжим их до тех пор, пока глас народа Божия не будет услышан нашими правителями, если они действительно народные властители, а не представители демонократии – сатанинской власти, которая, к сожалению, управляла прежде всего славянскими народами со времен Ленина и Сталина до Иосипа Броз Тито. И Маркс, как известно, тоже был сатанистом, были и другие. Есть они и сейчас и даже находятся во главе отдельных государств. И теперь есть опасность того, что демонократия может (не дай Бог!) отравить европейские народы и все народы мира. Но наша народная душа-христианка остается здравой, неиспорченной и дух правдолюбия, боголюбия, истинолюбия и народолюбия сохраняется в ней и управляет ею. Благодаря не нам, но святому Василию Острожскому, святому Петру Цетинскому, Петру Ловченскому Тайновидцу. Закон, против которого борется наш народ, родился из греховного желания потакать своим страстям – тщеславию и властолюбию. И да исчезнут подобные законы во всем мире, а особенно в Черногории, бытие которой испокон веков основывалось на Божием законе и любви, на братской любви и согласии и на свободе. И мы преисполнены теперь духом свободы, носителем которого был и остается наш народ, что особенно проявилось во время этих крестных ходов. Такая свобода противится смерти и всему временному и тленному, неправде и всякой нечистоте. Она подготавливает людей не только к земному достоинству, но и к вечному, непреходящему достоинству. В этом и состоит призвание человека здесь, на земле, засвидетельствованное Христовой жертвой на Голгофе, ибо свобода приобретается жертвой, по слову Спасителя: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих»(Мф. 20:28). Так поступали и святые Божии люди, отдавая душу за народ свой, так поступал и святитель Василий Острожский, и Петр Цетинский, а также все достойные люди на протяжении истории и у нас, и во всем мире. 

Да благословит Господь, чтобы сей дух святителя Василия, святителя Петра Цетинского, святителя отца нашего Саввы Сербского7, основателя нашей Церкви, святого Иоанна-Владимира и других угодников Божиих овладел бы и наполнил наши сердца и сердца всех наших братьев повсюду, включая и тех из них, кто не согласен с нами, дабы и они стали настоящими, истинными людьми, Божиими людьми, народом Божиим, и дабы наш глас действительно стал гласом Божиим. Vox populi – vox Dei! Глас народа – глас Божий. И это ваш голос, и да благословит вас Господь! 

Как сказано в нашей народной пословице, детям говорят Ангелы. И очень важно, что сотни наших детей, начиная с младенцев, принимают участие в крестных ходах. Говоря о детях, я хочу упомянуть шестилетнюю Уну, которую отец нес на плечах во время крестного хода в Подгорице. Один полицейский, увидев ее с иконой в руках, усмехнулся, а она, обернувшись к нему, спросила: «Что вы смеетесь? Это очень серьезное дело!» 

«Очень серьезное дело!» – вот наказ от маленькой Уны всем, кто руководит сегодня Черногорией. Когда я недавно был в Хиландарском монастыре, она передала для меня записочку, где говорится, что «мы пойдем и будем идти до победы, будем идти до великой победы, будем идти до Христовой победы!» Так говорит маленькая Уна, которую я крестил после этого, и теперь она моя крестница. И мы будем идти до Христовой победы и не отдадим наши святыни!8

Перевод с сербского, примечания Елены Осиповой

Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Ра́дович) – выдающийся современный православный богослов и мыслитель. Родился 7 января 1938 г. в селе Нижняя Морача в Черногории в патриархальной семье, которая в тяжелые послевоенные годы ти́товского коммунизма осталась верной православной вере и отеческим преданиям. Основную школу Ристо Радович (светское имя владыки) окончил в монастыре Морача, затем – семинарию святителя Саввы Сербского в Белграде, защитил диплом на богословском факультете Белградского университета в 1962 г., параллельно обучаясь на кафедре классической филологии философского факультета Белградского университета. В аспирантуре обучался в Берне и Риме, где защитил магистерскую диссертацию в 1965 г. Монашеский постриг и священство принял в Греции. В Афинах защитил докторскую диссертацию на греческом языке на тему «Тайна Святой Троицы по учению святителя Григория Паламы», чем привлек внимание к этой теме тогдашней европейской богословской общественности. Огромное влияние на становление будущего владыки Амфилохия оказали современные светочи Православия на Балканах: преподобный Иустин (По́пович) и старец Паисий Святогорец. 

30 декабря 1990 г. возведен в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского. Особенно велика роль владыки Амфилохия в восстановлении духовной жизни и многочисленных храмов и монастырей Черногорско-Приморской епархии, практически полностью разоренной во времена Тито и Моше Пияде. 

Владыка Амфилохий – доктор богословия honoris causa Московской духовной академии, Института теологии Белорусского государственного университета, Санкт-Петербургской духовной академии и др. Владеет русским, греческим, итальянским, немецким и французским языками. Автор многих переводов с сербского на греческий и с греческого на сербский язык. Член Союза писателей Сербии и Черногории, автор многих духовных книг, научных работ, поэтических произведений.

2Святитель Петр Цетинский (1749–1830) – митрополит и правитель Черногории. Во время битв с турками предводительствовал сербами в сражениях с мечом в одной руке и с крестом – в другой. Автор Стеги – первого письменного закона Черногории, состоящего из 33 пунктов и написанного во славу Пресвятой Троицы. Святитель Петр Цетинский – автор истории Черногории до 1711 г., писем и более 260 архипастырских посланий. Нетленные мощи святителя почивают ныне в Цетинском монастыре. Память его совершается 31 октября по новому стилю. 

3Владика Раде – часто встречающееся народное наименование (по светскому имени) величайшего сербского и крупнейшего южнославянского поэта, «ловченского тайновидца», митрополита и правителя Черногории Петра II Петровича Негоша (1813–1851). По примеру своего дяди и наставника, святителя Петра Цетинского нередко предводительствовал сербами в битвах с турками. В Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви Негош почитается как местночтимый святой. 

4Цитата из драматической поэмы Негоша «Горный венец» (1847), посвященной кровавым и суровым событиям конца XVII – начала XVIII века: изгнанию потурченцев из Черногории.

5Битвы при Крусах и Мартиничах (1796) – знаменательные битвы, в которых турки, во много раз превосходившие сербов по численности, были ими наголову разбиты. Благодаря этим и другим знаменательным сражениям Черногория снискала себе заслуженную славу «сербской Спарты». В битве при Мартиничах сербами предводительствовал святитель Петр Цетинский. 

6Иоанн-Владимир – святой великомученик (1015). Один из первых сербских правителей. Добровольно предал себя в руки болгарского царя Самуила, чтобы спасти свой народ. Был помилован царем и даже стал царским зятем. Принял мученическую смерть от руки узурпатора. 

Святой Савва Сербский – величайший святитель братской Сербской земли. В миру – Растко Неманич, младший сын великого жупана Стефана Не́мани. Ушел тайно из родительского дома на Афон, где принял монашеский постриг в русском монастыре. Основатель Автокефальной Сербской Православной Церкви.

820 февраля 2020 г. его Высокопреосвященство, Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) обратился к своей пастве на центральной площади города Никшича. Площадь вместила 30 тыс. человек, собравшихся после крестного хода и общей молитвы в защиту православных святынь Черногории, подвергшихся опасности беззаконного изъятия в связи с принятием черногорским правительством 27 декабря 2019 г. «Закона о свободе вероисповедания и правовом положении религиозных объединений». Принятый закон создает угрозы церковного раскола – по образцу украинского – и чреват разорением святынь этого древнего сербского края. Речь Владыки Амфилохия исполнена глубоким богословским смыслом и поясняет судьбоносное значение событий, происходящих сегодня в «сербской Спарте», как традиционно именовали у нас свободолюбивую и героическую Черногорию. Крестные ходы для православных людей всегда был олицетворением памятования о Боге и Его заповедях, а также собиранием духовных сил для защиты и восстановления своей исторической памяти. Независимо от того, какие формы приобретет сопротивление противоправному и богоборческому закону в дальнейшем, ясно, что эти события поистине исторические для самой Черногории и в наше апостасийное время служат удивительным примером крепости православной веры и ревности о Боге и правде Его. 

Комментарии закрыты