Материалы для занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся

Темы воинского подвига и милосердия получают освещение, как правило, в разговоре о сестрах милосердия и подвиге медиков на войне. Но есть еще одна тема, которая остается в тени предыдущих – милосердия и нестяжания в контексте воинского подвига.

За годы работы в военном училище мне не раз приходилось слышать несправедливый и страшный упрек: «Вы там профессиональных убийц воспитываете».

А. Пластов. Фашист пролетел

А. Пластов. Фашист пролетел

– Почему убийц? Защитников Отечества!

– Но их же учат стрелять?

Да, в военных училищах учат стрелять, и каждый воспитанник понимает, что в его жизни может настать момент, когда ему придется выстрелить в человека. Это момент нравственного выбора между человеком и врагом.

В духовно-нравственном воспитании будущих военнослужащих существует одно важное обстоятельство, которое не имеет такой высокой значимости для тех, кто идет на военную службу. Это необходимость формирования готовности убить врага и отдать свою жизнь за друга, народ, Отечество.

Б. Неменский. Мать

Б. Неменский. Мать

Основу духовно-нравственного воспитания в военных училищах и кадетских классах составляют понятия: Отечество, товарищ – друг, враг, побежденный, нуждающийся в защите. У тех, кто связал свой жизненный путь с военной службой, закономерно возникают вопросы: во имя чего я, возможно, буду должен убить врага или отдать жизнь – награды, богатства или общего блага – мира в Отечестве или на земле?

Внеурочное занятие по теме «Милосердие и нестяжание как основа воинского подвига» ориентировано на учащихся 6–7 классов кадетских классов общеобразовательных школ и воспитанников II–IIIкурсов довузовских учебных заведений Министерства обороны РФ (военных училищ). Под военными училищами понимаются суворовские, нахимовские военные училища, кадетские корпуса, президентские кадетские училища и пансионы воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации.

Именно для этой категории подростков свойственно скептическое отношение к традиционным ценностям, вере и наследию предков, а также скрытность и осторожность в раскрытии другим своих убеждений, зависимость от мнения коллектива (большинства).

Б. Неменский. Солдаты-отцы

Б. Неменский. Солдаты-отцы

Для воспитанников военных училищ, обучающихся в системе интерната, кроме указанных качеств характерно рубежное положение в сложении коллектива. С одной стороны, они уже хорошо познакомились и узнали друг друга за период Iкурса, но с другой, еще не научились адекватно реагировать на возрастные изменения в себе и товарищах, сопереживать друг другу, не завидовать успехам и благополучию ближнего и др.

Iэтап. Работа со словом

Школьникам предлагается ответить на вопросы: «Что такое милосердие?», «Что такое нестяжание?», «Как проявляются милосердие и нестяжание на войне?»

Как правило, доминируют следующие ответы: 

Милосердие – «доброта, отзывчивость, умение помочь, сопереживание, сострадание».

Нестяжание – «не знаю» (94%); «наверное, доброта, не жадность, щедрость» (5%); «нежелание приобретать богатство» (1% учащихся, регулярно в силу семейных традиций посещающих храм).

Милосердие – «не добивание раненых» (более 90%), «помощь Красному кресту и мирному населению», а нестяжание – «когда не грабят захваченные территории и побежденных».

Такие ответы требуют пояснения, что неприкосновенность Красного креста и мирного населения установлено Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны от 12.08.1949 и не может рассматриваться как милосердие или нестяжание.

Целесообразно предложить школьникам проанализировать толкования этих понятий в словаре В.И. Даля и некоторые цитаты (перечень цитат может быть изменен в зависимости от цели занятия, направленность образовательной организации и возраста учащихся).

Омилосердии

Из словаря В.И. Даля: «Милосердие, милосердость, сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость».

Вопросы к учащимся:

– Какие слова в толковании В. И. Даля вам не понятны? 

– Знаете ли вы что такое сердоболие (сердечная боль о ком-то)? 

– Кого вы можете назвать самым милосердным человеком на вашем жизненном пути? (Как правило, отвечают – мама).

Высказывания А.В. Суворова:

«Благость и милосердие потребны героям».

«Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови».

«Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость – тиранство».

«Не меньше оружия поражать противника человеколюбием». 

«Вали на месте! Гони, коли! Остальным давай пощаду».

«Грех напрасно убивать».

«Товарищ товарища обороняй! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Кого из нас убьют, – Царство Небесное, живым – слава, слава, слава!»

«Победителю прилично великодушие».

Вопросы к учащимся:

– Как вы понимаете фразу «милосердие покрывает строгость»?

– Как можно поразить противника человеколюбием? Если учащиеся затрудняются с ответами, можно привести примеры:

Из военных кампаний святого Федора Ушакова, когда русские моряки оказывали медицинскую помощь пленным французам и оберегали их от варварской расправы со стороны турок. Из воспоминаний Н.Н. Никулина о Великой Отечественной войне, когда он взял в плен обмороженного немца, привел его к майору, а тот накормил обоих супом.

– Какие качества нужно воспитать в себе, чтобы оказать помощь пленному врагу, зная, что его соплеменники в этот момент могут разорять твой дом, убивать твой народ, а может и близких?

Памятник воину-победителю в Трептов парке

Памятник воину-победителю в Трептов парке

В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» повествуется: «На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив».

Д. Шмаринов. Возвращение

Д. Шмаринов. Возвращение

Вопросы к учащимся:

– Почему автор «Повести…» называет благоверного князя Александра Невского «безмерно милостивым»? 

– Как вы думаете, в чем святой князь проявил милость? 

– Кто такой враг? Кого можно и нужно считать врагом? 

Здесь можно кратко рассказать историю о спасении русским солдатом немецкой девочки в Берлине в мае 1945 г., которая легла в основу создания памятника в Трептов парке. 

Ю. Кугач. Возвращение

Ю. Кугач. Возвращение

После обсуждения вопроса о том, кто такой враг, рекомендуется познакомить учащихся с цитатой святителя Филарета Московского:

«Гнушайтесь убо врагов Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваша».

Вопросы к учащимся:

– Что означает слово «гнушаться»? (За редким исключением, учащиеся не понимают этого слова, тогда им следует объяснить, что оно означает «отворачиваться», «отвращаться»). 

– Кто такие враги Божии и враги Отечества? Можно ли их простить? (Нередко в ответах звучит: «Да, если они раскаялись).

– Кого человек может считать своим врагом?

– Как научится любить своих врагов? 

Цитаты из Священного Писания:

«Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет ненавидящих Тебя» (Пс. 20:9).

«Но Бог сокрушит голову врагов Своих» (Пс. 67:22).

Вопросы к учащимся:

– Что означают слова из Священного Писания? 

– Почему нужно гнушаться Божиих врагов, а не прощать их и не преследовать их?

Онестяжании

Из словаря В.И. Даля: «Нестяжание, бескорыстие, нелюбостяжание, не корысть, отсутствие сребролюбия. Нестяжательный, бескорыстный, не жадный к деньгам, не падкий на мирские богатства».

Вопросы к учащимся:

– Какие слова из определения В.И. Даля вам не понятны? 

– Знаете ли вы что такое бескорыстие, нелюбостяжание, сребролюбие? 

– Приведите примеры нестяжателей. Есть ли нестяжатели среди ваших друзей и близких?

Высказывания А.В. Суворова:

«Обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат не разбойник».

«Загребающий жар чужими руками после свои пережжет».

Вопросы к учащимся:

– Кто такой обыватель? 

– Может ли обыватель стать врагом для военного человека? (Здесь важно обратить внимание: вооружен ли обыватель или безоружен.)

– Почему нельзя грабить местное население в случае захвата его территорий? 

– Можно ли забирать ценности, если город (поселок) взят штурмом и оккупирован?

– Есть ли оправдание захватнической войне?

– Поясните смысл фраз А.В. Суворова.

– Зачем военному человеку богатство, если завтра он может отдать свою жизнь на войне?

Прочитайте цитату известного искусствоведа, профессора Российской Академии художеств, Н.Н. Никулина из его книги «Воспоминания о войне»:

«Представить это отчаяние невозможно и поймет его лишь тот, кто сам на себе испытал необходимость просто встать и идти умирать. Не кто-нибудь другой, а именно ты, и не когда-нибудь, а сейчас, сию минуту, ты должен идти в огонь, где в лучшем случае тебя легко ранит, а в худшем – либо оторвет челюсть, либо разворотит живот, либо выбьет глаза, либо снесет череп. Именно тебе, хотя тебе так хочется жить! Тебе, у которого было столько надежд. Тебе, который еще и не жил, еще ничего не видел. Тебе, у которого все впереди, когда тебе всего семнадцать!».

– О чем говорит писатель-фронтовик?

IIэтап. Работа с художественным образом.

Рекомендуется продемонстрировать учащимся следующие изображения (желательно с музыкальным сопровождением): 

1. М. Самсонов. «Сестрица».

2. Д. Шмаринов. «Возвращение». Из серии «Не забудем, не простим»

3. А. Пластов. «Фашист пролетел».

4. Памятник воину-победителю в Трептов парке. 

5. Ю. Кугач. «Возращение».

6. Б. Неменский. «Мать», «Солдаты-отцы».

7. Б. Неменский. «Солдаты-отцы».

На данном этапе учащиеся должны эмоционально прочувствовать и пережить то, что они только что обсуждали. 

Просмотренные картины можно оставить без комментариев. Свои мысли и переживания учащиеся смогут актуализировать на следующем рефлексивном этапе.

IIIэтап. Подведение итогов. Рефлексия.

Подведем итоги. 

Подумайте:

– В чем должно проявляться милосердие на войне?

– Что самое ценное о военного человека? 

Обычно доминирует ответ – жизнь. В этом случае следует пояснить, что для военнослужащего своя жизнь не обладает высокой ценностью, и жизнь близких, родных, товарищей для него имеет гораздо большую ценность.

В ответах на второй вопрос целесообразно помочь учащимся уяснить, что для военнослужащего, бывшего на фронте или в горячей точке, главными ценностями становятся Бог, к Кому он обращается в трудные моменты, и семья, куда он стремится вернуться после службы. 

Конечно, каждый солдат мечтает стать генералом, но, как говорил А. В. Суворов, «Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим собою в пользу общего блага».

В конце беседы можно напомнить учащимся слова Иисуса Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(Ин. 15:13).

Виктория Олеговна Гусакова, преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища МО РФ, кандидат искусствоведения

Виктория Олеговна Гусакова, преподаватель Санкт-Петербургского суворовского военного училища МО РФ, кандидат искусствоведения

В военных училищах дают много знаний и навыков, включая владение оружием, но главным остается умение любить «ближнего, как самого себя», что вместе с ним пройти сперва трудный путь суворовца, а потом быть готовым отдать за него свою жизнь, а без милосердия и нестяжания здесь не обойтись.

Виктория Гусакова

Литература:

1. Высказывания А.В. Суворова. Электронный ресурс. 

URL. www.adjudant.ru/suvorov/suvorov05.htm.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

3. Никулин Н.Н. Воспоминание о войне. – СПб.: Издательство Гос. Эрмитажа, 2008. 

4. Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра. Электронный ресурс. URL. www.bibliotekar.ru/rus/79.htm.

Комментарии закрыты