Урок о добродетели воздержания для 9-11-х классов православной гимназии в рамках целевой комплексной программы «Лествица добродетелей».

Мы уже с малышами рай нарисовали, с учениками постарше рай описали в сочинениях. А вам самое легкое досталось: найти видео, герои которых свидетельствуют о райской жизни. 

Расскажите мне, что в этих фильмах вы увидели, какие факты на вас произвели впечатление? Действительно ли существует рай, или это только некоторым мерещится? Да, пожалуйста… 

– Многие люди побывали в клинической смерти. Когда из тела выходит душа, она может видеть себя как бы со стороны. При этом душа часто не ощущает тревоги, наоборот, ее охватывают тишина и спокойствие. Умершие слышали, что говорят вокруг люди, но сами сказать ничего не могли.

Некоторые вспоминают, как Ангелы начинали поднимать их наверх по туннелю. Одна женщина увидела в конце пути райский сад, услышала прекрасную музыку, почувствовала благодать… Некоторые поняли, что в раю не разговаривают, а поют.

Многие в раю видят своих умерших родственников, одна женщина, например, повстречала своего отца, молодого и красивого, ему было лет 20, она видела его таким на фотографии.

– Одни люди умирают в младенчестве, другие – в 90 лет. А там-то, в раю они в каком возрасте?

– Там нет возраста… 

– В самом расцвете сил…

– Неизвестно, в каком возрасте. Одна женщина рассказывала, что ее умерший сын был юношей, а когда она его там встретила – он оказался младенцем. 

Занятия с ученицами младших классов

Занятия с ученицами младших классов

– Может быть, тот, кто здесь праведно жил – там оказывается в расцвете сил, красивым и юным, кто менее праведно – в другом возрасте? 

– А вот еще одна проблема. Существует мнение, что, когда человек здесь, на земле, достиг совершенства и лучше уже не будет, Господь его забирает. Согласны с этим?

– Очень часто – да…

– Но в младенчестве человек самый чистый. И Господь его не забирает в большинстве случаев. Получается, сначала человек набирает себе грехи, а потом старается от них избавиться, а когда у него получилось чуть-чуть – он умирает. 

– Это в том случае, если он никогда не ходит на исповедь и не кается: ни дома, ни в церкви. Запишите себе в тетрадку советы преподобного Паисия Святогорца. Первое правило: хватай себя за руку на месте преступления. Чистосердечно воздыхай о соделанном грехе сразу же на месте грехопадения. Правило второе: не отходи ко сну, не очистившись покаянием в грехах, которые ты совершил сегодня. Правило третье: будь предателем диавола, который толкает тебя на грех. Те грехи и помыслы, которые ежедневно повторяются, предавай Богу на исповеди у духовника.

Не грешить мы не можем, человеческая природа падшая. А вот покаяться – единственное средство спасения. Не испачкать руки и ботинки невозможно. Но чистить их каждый день и себя умывать мы можем. Мы же не ходим чумазыми. Так и с душой: испачкалась, надо очищаться. 

Из рая возвращали тех, кто не был готов к вечной райской жизни. Один из известных случаев – Клавдия Устюжанина, книга о ней называется «Барнаульское чудо». Когда она умерла, встретилась и с Господом, и с Божией Матерью, и с Архангелом Михаилом, все ей было показано. И она попросила: «Господи, верни меня на землю, у меня там маленький сынок остался, кто ж его будет воспитывать»? И Господь ее вернул. Так этот сынок сейчас вырос, стал отцом Александром, служит в городе Александрове. А супруга его – бухгалтер в Троице-Сергиевой Лавре. И отец Александр сам рассказывал о возвращении его мамы, ее путешествии в рай. 

Лествица добродетелей

Лествица добродетелей

Другой случай: смерть отца Сергия, который когда-то был сторожем в храме. После смерти он увидел: огромная гора, как он сам рассказывает, метров 100 высотой и метров 300 шириной – из камней, булыжников – маленьких и больших. Ему говорят Ангелы: давай, перетирай, чтобы был песок – тогда Господь грехи простит. Он тер, тер, искры летят, камни не поддаются. Взмолился: «А можно какое-нибудь другое задание?» «Нет, – говорят, – это твои нераскаянные грехи». Люди грешат и не каются, и все это накапливается. Он просит: «А можно попросить Бога о каком-то другом наказании?» – «Ну, кричи». Стал он кричать. «Громче кричи». Он – сильнее. «Еще громче!» Кричал он, кричал, охрип, из сил выбился… Потом Господь ему говорит: «Возвращайся». И Архистратиг Михаил вернул его в тело. И он после этого полностью переменил свою жизнь. 

Отец Сергий рассказывал и о своей встрече с Архангелом Михаилом. «Я, – говорит, – был чуть выше большого пальца его ноги». Такого он оказался громадного размера. И очень по-доброму с ним разговаривал.

Еще один случай: юноша молодой, школьного возраста, входил в какие-то страшные преступные группы, где делали наркотики, был далек от Церкви. И его Господь забрал, а потом вернул на землю. И этот молодой человек полностью прервал все свои прежние связи, знакомства, совершенно другая жизнь у него началась – с Богом, в храме. Такие удивительные свидетельства нам даются. И вы можете продолжить эти исследования рая через современные видеосвидетельства. 

Есть и такой апокриф: один русский предприниматель умер, и его повели в ад. Он возмутился: «А что это вы меня в ад-то? Я столько храмам помогал, монастырям, столько жертвовал!» Позвали апостола Павла, тот посмотрел на него, говорит: «Ну что ты переживаешь, деньги мы тебе вернем. Но в аду придется побыть». Бывает, что, действительно, у человека такое состояние, что изменить ничего уже невозможно. Добрые дела он делал, а вот какие грехи совершал и почему в них не каялся – за это придется отвечать. Поэтому лучше уж отвечать и каяться здесь: и в течение дня, и вечером, и, конечно, на исповеди. 

– Мы действительно как-то неосознанно грешим, часто не задумываясь, где добро, а где зло. 

– Да и апостол Павел пишет о таком душевном разладе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю»(Рим. 7:19). Но мы для этого и пытаемся разобраться, где муха, а где пчела, где добро, а где зло. В этом, собственно, и есть суть нашего курса: начать задумываться, вырабатывать в себе навык внутреннего делания, трудиться над своей душой, над своим сердцем, над своим несовершенством. Чтобы у нас открылось духовное зрение различать добро и зло. Будем прежде всего видеть себя: что у нас в душе, что на сердце. А общий закон таков: если мы видим грехи в других и их осуждаем, то становимся слепы к своим собственным согрешениям. Один святой так говорит: если бы мы увидели, сколько у нас грехов и какие они, то сошли бы с ума. Это Господь милость нам оказывает, все покрывает и не дает возможность увидеть нашу мерзость. Наш курс нацелен на то, чтобы познать самого себя, посмотреть,  кто я такой в глазах Божиих. И постараться понять: как я могу стать более совершенным. 

И если мы начнем трудиться, произойдет фантастическая вещь: все люди вокруг станут добрыми и безгрешными. Или, если они даже грешат, то их грехи по сравнению с нашими покажутся мелочью, на которую не стоит и внимание обращать. 

Механизм здесь простой: постоянное внимание к тому, угодно это Богу или не угодно, полезно или неполезно для нас самих. Святой Паисий Святогорец даже говорит удивительное: если мы честно начнем отвечать на вопрос, угодно ли Богу то, что я сейчас желаю, говорю, делаю, то уже через несколько дней начнем жить совершенной жизнью.

Человека преобразить очень легко. Но надо, чтобы он сам захотел преобразиться, необходимо дать ему правильные образцы для подражания. А потом – закрепить полученный навык благодатными молитвами. Надо пожить жизнью святых, укрепиться в ней, и тогда, если это понравится, то в какую бы среду человек ни попал, он уже не сможет поступать иначе. Святым можно быть в любом месте, можно быть святым начальником, святым журналистом, святым учителем, святым учеником.

Очень важно иметь пример для подражания. В прошлый раз я предложил вам посмотреть первую серию фильма Александра Куприна «Паисий Святогорец». Кто смотрел, расскажите, что вы там увидели?

– Паисий Святогорец с самого рождения, с детства, любил Бога и старался ему угождать… Хотя и у него возникали сомнения – а есть ли Бог. 

– Тебе сколько лет?

– 16.

– А у святого Паисия в 14 лет такое случилось. Один образованный родственник с ним так поговорил, что он потерял веру в Бога, перестал молиться, поститься, в храм ходить. Почти год жил без Бога. И как он этот кризис преодолел?

– Он пришел в храм Великомученицы Варвары, долго молился, и ему явился Сам Иисус Христос.

– А как он молился, о чем просил? 

– Он просил, чтобы Бог дал ему знать, есть ли Он на самом деле или нет. Чтобы Он Сам уж решил этот вопрос. 

– «Бог, если Ты есть, явись мне»! Очень дерзновенная молитва, и он несколько часов клал земные поклоны, молился. И вот открылись Царские врата, и вышел Иисус Христос, благословив его. И Паисий больше никогда в жизни не сомневался в том, что Бог существует. 

А какой образ жизни был у Паисия Святогорца? 

– Аскетичный. Спал на жесткой деревянной кровати, в еде себя ограничивал. 

– Мяса не вкушал, много не ел. У него шея была такая тоненькая, а сам он такой маленький и худенький, что родственники беспокоились о его здоровье. А ради чего он себя изнурял?

– Для того чтобы не прилепляться к чему-то земному. 

– Мы так не сможем, однако сегодня мы с вами все-таки начнем восхождение в рай. У нас программа с вами практическая – «Лествица добродетелей». И первая добродетель, первая ступень по пути в рай – это добродетель воздержания. Как вы думаете, как можно определить, что такое воздержание? 

– Это удерживание себя от исполнения тех желаний, которые не согласуются с Божией волей, которые не приносят пользу нашей душе. 

– Давайте так и напишем, что воздержание – это ограничение себя в том, что не угодно воле Божией, неполезно для спасения нашей души. 

Кстати, еда – это грех или нет?

– Нет, не грех.

– Нет. А что же такое грех?

– Чревоугодие.

– А в чем чревоугодие проявляется? Это когда мы объелись? И голова не соображает, тело не двигается. Или сладкое любим поесть вкусненькое. Или часто перекусываем. Все это нас расслабляет. А если мы с вами постимся, воздерживаемся от мясного, от переедания, вкушаем пищу по расписанию, едим то, что предлагают, то взращиваем добродетель воздержания. И мы с вами недалеки от Царства Божия. 

Но воздержание касается не только еды. В чем еще можно воздерживаться?

– В использовании мобильного телефона, компьютера. В том, чтобы не тратить попусту время в интернете, тем более ночью, когда надо спать. 

– Поднимите руки, кто спит меньше 7–8 часов в сутки? Большинство. Вы рискуете своим здоровьем. Все, что меньше нормы, – нагрузка на сердце, нервную систему, не говоря уже о содержании того, что вы видите в интернете. И наоборот: все, что больше указанной нормы, – либо какая-то болезнь, либо лень. 

Можно воздерживаться в словах. Приведите примеры? 

– Воздержание от сквернословия.

– Добрыми словами выражаться.

– Воздержаться от осуждения, от болтовни. 

– А от какой одежды лучше бы воздержаться? 

– От яркой, вызывающей. 

– А почему люди одеваются ярко?

– Хотят быть непохожими на других, выделяться из толпы. 

– Мне кажется, тут дело даже не в яркости. Если ты, допустим, оденешься слишком открыто, то приведешь какую-нибудь бабушку к осуждению, а кого-то соблазнишь.

– Да, лучше бы одеваться поскромнее, чтобы не соблазнять никого. А в знании, в познании где норма? Разве много знать это плохо? Если я хочу все знать?

– Мне кажется – не нужно узнавать то, что тебе не нужно знать.

– Очень много вещей, которые нам могут испортить голову, наше мышление. Мозг не может усвоить большие объемы информации, и человек сбивается. Многие вундеркинды, которые всех удивляли в детстве, потом в жизни ничего не могли совершить выдающегося, даже просто стать хорошими специалистами в своей области. 

Ваше домашнее задание: еще раз посмотрите, в чем проявляется воздержание – в еде, в словах, в одежде, в знаниях, в общении, в пользовании интернетом, компьютером. Опишите хотя бы одного человека, про которого можно сказать: он воздержанный по всем этим показателям. Поговорите с ним, расспросите, как ему это удается. 

– А можно у святых пример взять? 

– Можно, а потом посмотрите на себя – вы могли бы подражать этому святому? В чем именно? Все, что у вас не получается – несите на исповедь. А что получается, можете записать себе в тетрадь. Мы в следующий раз будем с вами разбирать, где мы – как пчелы, а где – как мухи.

Владимир Родионов

Комментарии закрыты