Если я у Бога ищу себе милости, то я на каждом шагу буду милостив к другим. Так нас учат святые отцы и матери, пастыри Церкви Христовой. Тем и спасаемся.

О милосердии Божием

Доченька! Нашей природе свойственно падать и грешить, но также свойственно каждый раз после падения подниматься и каяться и всегда получать прощение от милосердного Бога. Господь дал нам разум и сердце – разумом мы можем познавать истину, а сердцем предаваться ей вполне. В нашей воле не предаваться во власть греха, а каждый раз, согрешив, снова восстать и тем самым иметь силу над грехом и не подпадать в его власть. …

Дорогая доченька! Ты знаешь, какое великое дело исповедь? Видишь Крест и Евангелие? Помни, что ты предстоишь пред лицом Самого Господа, открой всю твою душу без малейшей утайки, и Господь по Своему неизмеримому милосердию простит тебе все; но ты должна исправиться, в чем прегрешила, и больше к этому греху не возвращайся.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Кайтесь и приступайте с надеждой на милосердие Божие

Старайтесь быть лучше, но не думайте так (как у вас в одном месте написано), чтобы прийти в такое состояние – «чистой приступить к Св<ятому> Причащению». Никогда такого чувства полной чистоты не будет! Это самооправдание Господу не нужно. Сто раз вздыхайте о своей нечистоте и сто раз кайтесь и приступайте с надеждой на милосердие Божие. Не анализируйте себя хоть в этот-то момент! Благодарите Господа, что принял вас, а какого-либо особо светлого чувства не добивайтесь. Это уже мистика. Мир в душе, спокойствие – вот залог посещения Господом грешника. 

Протоиерей Николай Голубцов, из письма духовной дочери

Как епископ возблагодарил Господа за Его величайшее милосердие к человеческому роду

Однажды в воскресный день епископ совершал Божественную литургию, и люди, находившиеся в храме, стали подходить к принятию Христовых Таин. А в древности первыми причащались мужчины, и только потом женщины. И вот когда подходили к чаше прихожане, епископу было открыто внутреннее состояние каждого человека. Некоторые приближались к чаше Христовой с потемневшим ликом, у некоторых глаза были как бы налиты кровью. И только отдельные личности подходили с просветленным лицом. Подошли в числе последних и те две женщины, о которых говорили, что они впадали в грех любодеяния. И когда они приготовились принять Святые Христовы Тайны, то святитель увидел, что их лица просветлены. Удивился епископ и стал молить Господа, чтобы Он открыл тайну об этих женах. Господь внял просьбе святителя и послал Ангела Своего сказать архиерею Божию, что слух о женщинах справедлив, потому что они действительно занимались любодеянием, но затем глубоко осознали свой грех и принесли искреннее слезное покаяние, положив в своем сердце больше никогда-никогда не возвращаться к этому позорному греху. И действительно, свое обещание они выполнили. Остаток дней женщины проводили в благочестии и чистоте. И возблагодарил тогда епископ Господа за Его величайшее милосердие к человеческому роду.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Но и чрезмерное упование на милосердие Божие – сатанинское внушение

[Есть] узы духа [которые] исходят от сатаны и ангелов его. Они невидимы и большей частью совпадают с узами самоугодия и мира, которые сатана укрепляет своим влиянием и через них держит ум в помрачении. Но есть также и нечто, непосредственно исходящее от сатаны. От него исходит некоторая неопределенная робость и боязнь, смущающая душу грешника в любое время, а тем более тогда, когда он задумает доброе. Это можно сравнить с тем, как господин грозит слуге, когда тот начинает что-либо делать не по его воле и планам. От сатаны – разные козни духовные, как-то: у одних чрезмерная надежда на милосердие Божие, не имеющая прочных оснований, не отрезвляющая, а все более усугубляющая грехолюбие; у иных, напротив, отчаяние; у иных – сомнение и неверие; у иных – самоуверенность и самооправдание, заглушающее всякое чувство раскаяния.

Вразумляющая Божественная благодать нередко избавляла грешников от челюстей ада посрамлением сатаны. Она выводила его на позор и предавала осмеянию, обнажая его бессилие и глупость и разоблачая его хитрости. Это неминуемо рождает чувство опасения за свое собственное благо, осторожность, подозрение, отвращение к хитрецу и к его изобретениям – порокам и страстям, ко всей прежней жизни. Отсюда уже недалек переход к источнику истины, добра и блаженства – Богу.

Святитель Феофан Затворник

И все же не унывай, а крепко надейся на милосердие Божие

Унывать не надо, а как увидишь, что согрешила, тотчас же, где бы ты ни была, кайся в душе перед Господом, а вечером особо. Так поступай всегда и чаще исповедуйся. На это ведь нам дано покаяние – очищение наше. А уныние – дело бесовское. Нельзя отчаиваться: пал – восстани, постарайся исправиться. Крепко надейся на Божие милосердие и на Его Искупительную Жертву.

Преподобный Алексий Зосимовский

Бог не только милосерден, но и правосуден

«Мы вообще любим полагать в возглавие своей беспечности о своем спасении безмерное милосердие Божие, забывая при этом о правосудии Божием. Мы совершенно забываем, что Бог милосерд, но всякий день строго взыскивающий; Он милосерд, но правосуден, никому не заповедал поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить, ибомилосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его (Сир. 5:7). Эти слова Священного Писания говорила мне пред своей смертью моя покойная мать, а потому они глубоко запечатлелись в моем сердце». 

Священномученик Кронид (Любимов) – пересказ слов благочестивой христианки

Акция добра для нуждающихся

Акция добра для нуждающихся

Не теряйте веры в Божие милосердие

А пока Вы еще на сей земле – скорбите о своих грехах, плачьте о них, кайтесь, но никогда не унывайте, не теряйте веры в Божие милосердие… Неустанно повторяйте: «Твоя есмь аз, спаси мя… Твоя есмь аз, спаси мя… Твоя есмь аз, епаси мя…» (Лучшим средством от уныния Владыка считал благодарность Богу за все посылаемое).

Святитель Афанасий (Сахаров)

Всегда на милосердие Господне уповай

Не надо предаваться унынию, а всегда уповать на милосердие Божие. Когда случается впасть в прегрешения, надо тотчас же смириться перед Богом, покаяться, просить Его помощи и защиты, но чрезмерно унывать не надо – это от врага. «Чертог Твой вижу…»Какая это чудная молитва от уныния!

Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин)

Как раскрыть в себе дар милосердия?

Раскройте Евангелие, читайте его, вникните в то, чему учил Господь Своих учеников, и вы узнаете, какие заповеди Он дал Своим последователям. Он учил их отречению от всего, от себя главным образом, даже до отвержения своей души. Это отречение необходимо нужно, потому что в душе нашей так много нечистоты, страстей, противных духу Христову, что без отречения от них невозможно общение со Христом. Это отречение от себя возможно только тогда, когда есть цель, для которой мы можем отрекаться от себя, отвергать свои страсти. Цель эта – любовь к ближнему. Чтобы исполнить долг любви к ближнему, необходимо оставить себя, отречься от души своей. Любовь эту Господь указал и словом, и примером. Он учил прощать врагам, иметь милосердие к немощным, не осуждать грешных, жертвовать собою для пользы ближних. Эту заповедь о любви к ближним невозможно исполнить без отречения от пристрастий к земным благам. Можно отречься от себя, можно все уступить ближнему только тогда, когда будем искать вечной жизни, когда будем стремиться возлюбить Единое вечное, неизменное Благо, Единое полное совершенство – Бога. 

Преподобная Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова)

Как мы учимся подражать милосердию Божию?

Как деточка смотрит на пироги, которые печет мать, и «печет» в песочнице свои пирожки. Так и мы – убого вторим великому Божию милосердию. Делай все скромно, тихо, никому не рассказывай… рассмотри, с какими недочетами все у тебя получается, исповедуй погрешности и – забывай свои добрые дела.

Монахиня Надежда (Бреннер), последняя насельница дореволюционной Марфа-Мариинской обители

Господь зовет нас к делам милосердия

Как милосерд Господь наш Иисус Христос! Что может быть грознее, что ужаснее праведного суда Его, когда придет Он во славе со всеми ангельскими силами судить всему миру в последний день мира? Но и в этом, воистину страшном суде Своем Он будет судить, не требуя великих подвигов, не взыскуя строгого поста, всенощных стояний на молитве, непосильных трудов: нет, Он потребует только дел милосердия, дел любви к ближнему: аминь, глаголю вам, речет Он подсудимым, елика сотвористе или не сотвористе единому сих братий Моих меньших – Мне сотвористе или не сотвористе!.. При таком милосердии в самом суде праведном – кто и в чем может найти себе оправдание? В обычных немощах человеческих? Но заповедь о милосердии – самая легкая из всех заповедей Христовых, и нет человека, который не мог бы ее исполнить. Если нет у тебя средств для дел милости телесной, не можешь ты так или иначе помочь бедняку в нужде его, то кто может воспрепятствовать тебе помолиться за него, утешить его добрым участливым словом в скорби его, помочь его страждущей душе в деле спасения его? Воистину, различен милования образ, как говорит святой Златоуст, и широка – воистину, неизмеримо широка заповедь сия!

Архиепископ Никон (Рождественский)

Какую добродетель преподобномученица Елисавета Феодоровна ценила больше всего?

Милосердие. Причем во всяком самомалейшем его проявлении. Разве трудно оказать участие человеку в скорби: сказать доброе слово тому, кому больно; улыбнуться огорченному, заступиться за обиженного, умиротворить находящихся в ссоре; подать милостыню нуждающемуся. И все такие легкие дела, если делать их с молитвой и любовью, сближают нас с небом и Самим Богом. 

Монахиня Надежда (Бреннер), последняя насельница дореволюционной Марфа-Мариинской обители

Милосердие чистоты

…В душе человеческой в земной жизни три лика. Иногда господствует один, иногда другой, иногда все три: земли, ада и неба. Любовь к ближнему покрывает первый, не взирает на второй и с надеждой ищет третьего – лика небесного. Преподобный Исаак Сирин уподобляет чистоту милосердию. Если милосердие душевное состоит в том, чтобы не видеть наготы ближнего, то для чего нам раскрывать ее? Итак, душа истаивает от жалости к человеку…

Схиигумения Мария (Дохторова)

Что значит верить в Бога?

Верить необходимо не только в существование Бога Творца и в спасение, дарованное нам через Иисуса Христа, но надо верить неизменно, во всех обстоятельствах жизни, как бы тяжело ни было, что Бог милосерд, хочет нашего спасения и, видя, зная, не только в чем временное наше благо, но и вечное, ведет нас к нему как любящий, но мудрый отец своих детей, направляя их с одинаковой любовью, лаской и строгостью. Поэтому надо все принимать с упованием на милость Божию, прося только помощи Его, всякое испытание или искушение, извне ли оно приходит, от наших ли немощей, или от людей – орудий Божиих для нашего спасения, и часто обоюдного. Нашим смирением спасаются и ближние наши, огорчающие нас.

Преподобная Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова)

Милостивое сердце

У преподобного Исаака Сирина есть прекрасные слова: «Что такое милостивое сердце? Это сердце, скорбящее о всем творении, о всех людях, так что, когда человек видит их, или вспоминает о них, из его глаз текут слезы». Почему так? Потому что таков Бог. Бог любит всех без исключения – это основная истина Церкви.

Обретение милостивого сердца начинается с простых вещей: с того, каким образом ты говоришь с другим человеком, с каким расположением помогаешь ему. 

Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)

Что-нибудь да подарить

У старицы Парфении была одна добродетель, превосходившая ее возможности: милосердие. Если ей нечего было дать, то она, уходя, дарила свой платок.

– Прости, мне нечего тебе дать, возьми хотя бы мой платок. Я буду плохо себя чувствовать, если ничего тебе не подарю.

Подарив платок, она покрывала голову какой-нибудь тряпочкой, а сестра на нее кричала:

– Что ты опять сделала со своим платком?!

– Бедная Анастасия, что ты так кричишь из-за какого-то платка?

Архимандрит Григорий (Зумис)

Как научиться творить милостыню?

Сострадание – это милующее сердце. В Святом Писании говорится: «человек милосердый благотворит душе своей» (Притч. 11, 17). Когда делаешь что-либо другому, себе делаешь вдвое и стократ больше, ибо Господь все видит и воздаст. Преподобная мать Сарра говорила, что сострадание можно воспитать. «Твори милостыню сначала хотя бы из человеколюбия, – говорила она, – ибо так когда-нибудь привыкнешь творить милостыню из страха Божьего».

Святитель Николай Сербский

Что перечеркивает пользу от дел милосердия?

Милосердие бывает очень хорошим делом. Но и тут можно нагрешить. Дашь что-то, а потом жалеешь, что дала. Некоторые пожертвуют что-то, а потом специально рассказывают, что они то-то и то-то дали. Иногда специально приходят и говорят: «Вот, батюшка, я жертвую на храм, смотрите. Вот, я то-то и то-то жертвую». Дадут, а потом спрашивают: «А где моя салфетка?» Все это перечеркивает пользу от дел милосердия. 

Протоиерей Валентин Мордасов

Милуй души согрешающих ближних

«Батюшка, – сказала я как-то старцу на исповеди, – я очень жестокая, не умею жалеть несчастных и больных людей». На это старец ответил мне: «Надо быть милостивой, детынька: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5,  7). Главное же, милуй души согрешающих ближних, потому что больных и страждущих душой надо жалеть больше, чем больных и страждущих телом. Милуй и не причиняй страданий даже животным, потому что и о них в Писании сказано: блажен, иже и скоты милует…»

Из наставлений преподобного Алексия Зосимовского

Если бы нам открылся мир невидимый, мы бы поняли, что можем надеяться только на милосердие Божие

…Читаю и размышляю, чем бы угодить Господу. Вдруг в сердце кто-то ясно говорит: «Не бойся». И в это мгновение произошло нечто необычайное. Вся комната наполнилась криком и шумом. Я опустилась на колени и взмолилась: «Господи, три дня не буду есть и пить, спаси меня». Проникая через меня, вращаясь вокруг меня, двигаясь надо мной, комнату заполнил невидимый легион бесов. Они лаяли, кричали, играли, свистели, потрясали воздух, хохотали невообразимо страшно. Я не видела ничего, но по духу могла их узнать: отвратительно злые, гнусные, безобразные, страшно злобные, они обладали возможностью пронизывать меня и прикасаться ко мне. Я молилась Господу три дня и три ночи не переставая. Господь укрепил меня словами «Не бойся». Вера меня спасала. Несказанная мольба беззащитной, бедной, немощной души о помощи: «Спаси, Господи, пощади рабу Твою, помилуй меня, немощную, ради имени Твоего святого, пощади, Господи милосердный», – примерно так и подобно этому молилась душа моя.

Через трое суток я встала с колен. У меня раскрылись глаза. Можно сказать, я почувствовала ад и небесную помощь, получила способность познавать и различать духов. Страшная действительность открылась мне. Но и нескончаемое заступление, близость, любовь Спасителя Господа нашего Иисуса Христа узнала я. До той поры я принимала только милости и утешения, радость и озаренность предваряющей благодати. Теперь пришло время горьких искушений, настало время брани. Господь укрепил мою душу, чтобы я могла принять вызов.

Схиигумения Мария (Дохторова)

Сами-то мы достойны ада

Считайте себя достойной, заслуживающей ада и умоляйте Господа, чтобы не воздал Вам по заслугам, а помиловал Вас не по каким-либо заслугам, добродетелям мнимым, а исключительно по милости Своей. Что говорит Сам Господь Иисус Христос: Аще сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10). Это значит, что если бы мы исполнили все заповеди, то и тогда должны были бы считать себя рабами, обязанными (как рабы) исполнять волю Господа Своего, а получить от Господа особые милости или наследовать Царствие Божие есть дело милосердия и снисхождения Божия к нам, а не плата за наши труды. Но мы не исполнили ни одной заповеди, а если что сделали, так отравили тщеславием или человекоугодием, или расчетами. Почему же мы считаем себя высокими? Почему не обнажаем пред Господом своих язв и не умоляем Его о помиловании, а все хотим являться пред Ним и пред людьми хорошими?

Игумен Никон (Воробьев)

Что нас спасет?

Нас спасут не наши дела, а бесконечное милосердие Божие.

Преподобный Амфилохий (Макрис)

Милостивым Господь ищет возможности отпустить грехи и после смерти

Это было к концу 1924 года в Сербии. Я был назначен законоучителем и духовником в Донской кадетский корпус (в городе Билече). В то время проживал в Белграде. Пред отъездом туда ко мне приходит С.М. З-ва и обращается с просьбой.

Отец ее, известный в Москве доктор, Зернов, заразился брюшным тифом. К нему приставлена была специальная сестра милосердия. Доктор, готовясь к смерти, исповедовался и причастился. И стал поправляться.

Но заразилась сестра милосердия. Ее место заняла дочь доктора, эта самая С. М.

Пока больная была еще в сознании, она рассказывала историю своей жизни, и, в частности, грехи, – этой С. М. Приглашали и к ней священника; но всякий раз, когда он приходил исповедать ее, она теряла сознание. Так без сознания и скончалась.

После смерти умершая стала являться во сне С. М.: грустная, умоляющая. Это было много раз. Тогда она обратилась к епископу Ф-ну за советом. Он сказал ей:

– Найдите какого-либо священника, который согласился бы отслужить по усопшей сорокоуст, а потом совершил бы погребение, на котором прочитал бы разрешительную молитву. А вы запишите все грехи, которые помните по рассказам усопшей, и пусть священник прочтет их пред разрешительной молитвой.

Как раз я прибыл в Белград. С.М. (она была моя хорошая знакомая) и обратилась с этой просьбой ко мне. Я охотно согласился.

И вот в 37-ю или 38-ю Литургию я получаю письмо от С.М., где она сообщает мне, что усопшая явилась ей опять, радостная, и благодарит ее за молитвы. После 40-й Литургии я совершил погребение; а перед разрешительной молитвой, удалив всех из церкви, прочитал записку с грехами и разрешил. Усопшая перестала являться.

Митрополит Вениамин (Федченков)

Подготовила Ольга Орлова

Комментарии закрыты