Местоположение. Подбор. Размещение икон

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что, чем больше священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятий дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

Дом мой домом молитвы наречется (Мф. 21:13) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств. Дом же является продолжением храма, но только продолжением его; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме обязательно должны быть. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища – в красном углу – обязательно имелась полочка с иконами или целый домашний иконостас. Икона была не просто семейной реликвией, передававшейся из поколения в поколение, но и духовным центром, объединяющим всех членов семьи, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены, через покаяние, все взаимные претензии и обиды и достигнуто полное единение всех предстоящих перед иконой.

Иконостас в доме

Иконостас в доме

Конечно, за время, когда понятие «красный угол» активно вытеснялось словосочетанием «красный уголок», во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

У живущего в современной городской квартире православного христианина нередко возникают вопросы: как грамотно разместить иконы? Какие иконы необходимо иметь в доме? Должны ли иконы быть только писаными или можно использовать и репродукции? На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Где разместить иконы? В свободном и доступном месте. Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни. Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, но если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери, то можно использовать южную, северную и западную стены жилища. Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. Для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса, необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений, и соединять их вместе не следует.

Красный угол

Красный угол

Также нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера; статуэтками, панно из различных материалов и т.п. Украшением иконостаса могут быть живые цветы, веточки вербы, а большие, отдельно висящие иконы могут, согласно традиции, обрамляться полотенцами.
Не должно быть между иконами картин, репродукций картин и фотографий. Имеются в виду фотографии людей, но не цветные фотографии икон. Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, являет нам мир духовный, тогда как фотография (пусть даже человека впоследствии прославленного как святого) и картина (даже на религиозный сюжет) показывают нам мир телесный, материальный. Такие изображения в доме, конечно, должны быть, но размещать их следует в стороне от икон. Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой Земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме повествовали о предметах серьезных. Развешивались эти изображения, естественно, в стороне от божницы.

Какие иконы иметь дома? Обязательно – икону Спасителя и икону Божией Матери. Изображения Господа Иисуса Христа, как свидетельство Боговоплощения и Спасения рода человеческого, и Богородицы, как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», необходимы для православного христианина. Из иконографии Спасителя для домашней молитвы обычно выбирается поясное изображение Господа Вседержителя, а из Богородичной иконографии – иконы типа «Умиление» или «Одигитрия». Конечно, если памятной датой для семьи являются дни чествования каких-либо икон, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то целесообразно иметь в доме именно эти иконы, так же как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Тем, у кого есть возможность иметь в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской. В традициях русского Православия укрепилось и особое почитание святителя Николая, иконы которого имеются почти в каждом православном доме. Среди изображений пророков можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных апостолов Петра и Павла. Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеимона. Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых евангелистов, святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален и зависит от многих условий, как внешних, так и внутренних. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи, и именно к нему или любому другому священнослужителю стоит обратиться за консультацией.

Теперь по поводу репродукций икон и цветных фотографий с них. Иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества. Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения. А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Итак, место для икон определено, подобраны и сами иконы. Как их разместить? В какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие устные требования? В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Так, например, если иконы развешаны бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желание все изменить, что отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева, как в классическом иконостасе.

Если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, то ее можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей.

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.
Верх домашнего иконостаса желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей. Во время молитвы перед иконами должна возжигаться лампадка, а в праздники и воскресенья она может гореть и в течение дня.

Сергей Владимирович Алексеев

Сергей Владимирович Алексеев

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещается, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону. А так как православная семья молится перед едой, то икона нужна и на кухне.

И последнее. Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации? Такую икону, особенно освященную, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать. К святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением. Икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. И следует знать: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой. Глазами святых Своих взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Сергей Алексеев

Справка:
Сергей Владимирович Алексеев (род. в 1952 г.) – член Творческого союза художников России (IFA). Окончил Художественно-графическое педагогическое училище (1972) и факультет изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена (1983). В 1994 г. поступил на Санкт-Петербургские Епархиальные богословско-педагогические курсы, которые окончил в 1997 г. Автор книг, журнальных статей и цикла радиопередач по византийской и древнерусской иконографии.

Комментарии закрыты