О том, как организовать летний православный лагерь и какие практические навыки дети приобретают в нем, размышляет протоиерей Виктор Савенко.

«Ненавязчивая передача веры, осторожное, чуткое и предельно терпимое отношение к человеку – это залог успеха в деле церковного просвещения. Современным молодым людям, часто ищущим религиозные ответы на мировоззренческие вопросы, необходимо не только сказать, куда и как двигаться, но и помочь обрести интерес и радость на пути воцерковления», – говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Архиерейском совещании 2 февраля 2010 г.

Сегодня в нашей стране принята очередная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг.»; существует Федеральная целевая программа «Молодежь России».

Свой вклад в это богоугодное государственное дело вносит Русская Православная Церковь, ибо целью христианской жизни является именно духовно-нравственное развитие и воспитание личности, причем до самой высшей ступени – состояния святости, посредством последовательного восхождения по ступеням праведной жизни, становления лучше и добрее.

В концепции сформулирован национальный воспитательный идеал. Традиционно в РПЦ это Святая Троица – первоисточник любви, основание традиционной семьи: отца, матери и детей, Господь Иисус Христос – идеал всесторонне развитой личности, Божия Матерь – образец женственности и материнства, святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Феодор Ушаков, Петр и Феврония, Лука (Войно-Ясенецкий) и великий сонм угодников Божиих – образцы патриотизма и истинного благочестия.

Крестный ход в станице Нефтяной в День Святой Троицы

Крестный ход в станице Нефтяной в День Святой Троицы

Таким образом, деятельность РПЦ совершается в строгом исполнении концепции и указанных выше государственных документов, которые описывают все стороны обычной жизни православного христианина – патриота и законопослушного гражданина России.

В концепции сказано: «В 1990-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления…»

Действительно, на наших глазах происходит распространение различных псевдорелигиозных течений, начиная от искаженного христианства, оккультизма и даже откровенного сатанизма. К этому перечню опасностей для подрастающего поколения сегодня добавились экстремизм, детский суицид, наркомания, алкоголизм, преступность, половая распущенность, однополые браки, деструктивные секты и неформальные молодежные течения.

Многовековой опыт показал, что существующих ныне повсеместно негативных явлений несравнимо меньше в православной среде. Вследствие чего сегодня верующие родители применяют традиционную систему православного воспитания в отношении своих детей. Теоретические знания об основах православной веры дети получают в воскресных школах и христианских семьях, а практические навыки – в православных лагерях. Именно этим обусловлено появление сегодня летних православных лагерей.

Протоиерей Виктор Савенко

Протоиерей Виктор Савенко

Исследование, анализ и апробация результатов проходили при организации и непосредственном участии в проведении православного палаточного летнего детского лагеря «Архангельский» на лесной поляне недалеко от станицы Эриванской Абинского района Краснодарского края с 2001 по 2008 г., а также в процессе организации, подготовки и работы православного детского оздоровительного центра «Горний Посад» города Апшеронска на протяжении каждого лета 2009–2016 гг.

Детско-юношеские лагеря возникли в 1907 г. в Англии, положив начало скаутскому движению. В России к началу 1917 г. насчитывалось уже почти 50 тыс. скаутов в 143 городах. Служение Богу было одним из принципов скаутинга. Это послужило оной из причин того, что советская власть изначально ликвидировала движение скаутов, но в дальнейшем, упразднив религиозную составляющую, применила этот опыт – была создана пионерская организация и развернулось тимуровское движение.

Начиная с 1990-х гг. православные лагеря появляются и в современной России. Их организаторами являются священнослужители и активные миряне, имеющие опыт работы в пионерских, спортивных, трудовых, туристических лагерях советского периода, но в программы возвращается религиозная составляющая.

Мой духовный наставник протоиерей Сергий Рыбкин был одним из лучших инструкторов по горному туризму Краснодарского края с 20-летним стажем. Став священником в возрасте 39 лет и изучив житие великих русских святых, таких как преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, которые подвизались в лесу, отец Сергий применил свой опыт в религиозной практике. Полученные наблюдения показали высокую эффективность духовного оздоровления от пребывания в лесу с молитвой и православным мировоззрением. Богословское обоснование этой закономерности следующее: Господь Иисус Христос, погружая Свое Пречистое Тело в воды реки Иордан во время Крещения, освятил природу, при этом наполнил ее способностью освящать (то есть развивать духовные способности), исцелять, оздоравливать человека. Таким образом, погружение в природу с благоговением и молитвой преображает ее в «райский сад», где человек вступает в общение с Творцом и получает от Него такую же Благодать Святого Духа, какую получали святые подвижники. На основании этого мы организовали и 16 лет проводим православные летние лагеря.

Вечер бардовской песни у вечернего костра, выступление диакона Михаила Околот в лагере Горний Посад

Вечер бардовской песни у вечернего костра, выступление диакона Михаила Околот в лагере Горний Посад

Так как согласно православному учению Бог создал человека трехсоставным – это тело, душа (ум, чувства, воля) и дух (совесть, страх и жажда Бога), то деятельность летнего православного лагеря направлена на развитие в ребенке всех его составных частей, соответственно удовлетворяя потребности телесные (здоровое питание, свежий горный воздух, физическая нагрузка), душевные (добрые знания, произведения культуры, искусства, творчество) и духовные (изучение законов духовного мира, практический опыт православной жизни), то есть формирование гармонично развитой личности, согласно христианской антропологии.

Святой Климент Александрийский истинным Педагогом называл Господа нашего Иисуса Христа, поскольку именно Бог совершает попечение о человеке и ведет его ко спасению. Именно поэтому важнейшую роль в лагере выполняют священнослужители как идейные вдохновители всех направлений деятельности, являя собой пример для детей и взрослых, подобно Господу Иисусу Христу, Который жил вместе со своими учениками.

Проповеди, доверительные беседы, совершение богослужений, исповеди раскрывают наличие «духовной жажды» и показывают, как правильно удовлетворяются духовные потребности христианина.

Православный лагерь в сравнении со светским имеет ряд основных отличий: во-первых, участие в богослужебной и молитвенной деятельности (духовное оздоровление); во-вторых, финансово-материальная база в основном формируется за счет средств РПЦ, которая определяет и содержательную составляющую лагеря; в-третьих, взрослые, находясь в духовном послушании священнослужителю, являют пример братской христианской любви друг к другу и к детям, создают атмосферу истинной православной семьи, что приводит к глубокому духовному единению, духовному родству.

Во всех формах организации православного лагеря обязательно проводятся оздоровительные мероприятия: утренняя зарядка, походы в лес и горы, спортивные и подвижные игры, купание. Обеспечивается творческое развитие – занятия в кружках, проведение конкурсов, викторин, концертов. Дети из разных регионов получают возможность участвовать в межкультурном диалоге с богатейшим культурным многообразием. Организовываются экскурсии в культурно-исторические и святые места, встречи с насельниками монастырей и интересными людьми.

Абсолютно все дети и взрослые отмечают, что лагерь оставляет самые яркие впечатления. Для детей очень важно, что воспитатели в лагере не заставляют поверить, а личным примером показывают, как можно жить с Богом. Органично, сбалансированно и ненавязчиво доносят сущность православия, помогают самому определиться, сделать свободный выбор.

В лагере дети приобретают важные навыки практической жизни: почитание родителей и старших, понятия о высоком значении семьи, о добре и зле, истинной дружбе, самостоятельности, ответственности, помощи ближнему, способность к жертвенности, самокритичность, смирение, терпение.

Они становятся членами духовной семьи – Церкви. Некоторые уже создали свои семьи и воспитывают детей, не сидя у компьютера, а имея практические навыки, организуют активную творческую и физическую деятельность. Все утверждают: «Когда дети подрастут, обязательно вместе с ними поживем и потрудимся в лагере».

В лагерь с 2004 г. приезжают воспитанники специального (коррекционного) детского дома для детей с отклонениями в развитии станицы Ленинградской, ибо пребывание в православной семье плодотворно влияет на детей-сирот. Они становятся более спокойными, уравновешенными, послушными, после лагеря активно посещают воскресную школу и молодежный клуб при местном храме, некоторых детей усыновили православные семьи.

Православный летний лагерь обладает высоким воспитательным потенциалом как для детей, так и для взрослых, гармонично развивая их в физической, культурно-социальной и религиозно-нравственной сферах. Максимальная эффективность достигается в семьях, где вложенные в детей святые семена бережно сохраняются и возделываются ведением православного образа жизни.

Протоиерей Виктор Савенко

Справка:
Протоиерей Виктор Савенко – руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ейской епархии РПЦ, благочинный Тимашевского округа, настоятель храма Вознесения Господня города Тимашевска. Статья о детских лагерях – часть доклада на защите магистерской диссертации протоиерей Виктора Савенко в МПГУ 19 декабря 2016 г.

Комментарии закрыты