Слово о женском религиозном образовании и воспитании

Ровно 120 лет назад была опубликована эта статья, но проблемы, о которых писал священник в прошлом веке, за эти десятилетия многократно выросли и уже не стоят перед нами, а грозно нависают, угрожая, обрушившись, подобно лавине, смешать нас в грязь и кровь греха. И как же ясна становится та неразрывная связь времен, природа греха, методы оборения его, если то, что писано 120 лет назад, несущее в себе заряд добра, здравого смысла, глубокого знания жизненных реалий, имеющее в основании глубокую, искреннюю веру, высокую нравственную чистоту и твердое убеждение христианина в неизбежной победе добра над злом, совершенно без помарок и добавлений вполне может быть предложено как единственно правильное средство спасения наших женщин, наших семей, общества в целом!

Собственно, это и есть в прямом смысле слова духовное кормление от корней своих. И дай Бог, чтобы живительные соки мудрости прежних дней добежали до маленького зеленого листочка, молодой поросли нынешнего поколения, питая его своею силой, мудростью и опытом, который однажды был предложен, но по неразумению оказался невостребован, а от того стал еще более ценен, ибо нам-то хорошо известно, к чему привело неслушание доброго слова, отрицание путей праведных. Припадем же к источнику добрых поучений, струящемуся из прежних времен тонким ручейком в наше время. Вслед за автором прошлого века воскликнем: «Да будет так!» И хочется верить, что это уже не призыв, а утверждение!
Валерий Ярхо

…Вопрос о необходимости христианского образования для женщины находится у нас в некотором забвении, потому что сравнительно немногие из женского пола получают образование церковно-религиозное. Для многих же такое образование считается делом, без которого вполне можно обойтись, – едва ли не излишним. В дохристианском мире господствовало представление о роли женщины исключительно как жены и матери, самой природой и наставляемой и обучаемой, хозяйкой и во всем покорной мужу или отцу, – к чему же ей было образование. У иудеев этот взгляд был доведен до крайностей, раввин иудейский утверждал: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину!» Поэтому ученики Иисуса Христа удивились, когда нашли своего Учителя беседующим у колодца Иакова с женою самарянкой (Ин. 4:27). «О чем беседовать с женщиной?» – как бы думали они. Но Божественный Учитель Христос Спаситель не только указал на важность и необходимость христианского образования для женщины, но даже отдал предпочтение Марии, сидевшей у Его ног и слушавшей его слово, перед Марфой, хозяйкой, пекущейся и молившей о «мнозе службе».

Приготовление уроков в первом классе Елизаветинского института

Приготовление уроков в первом классе Елизаветинского института

Чем же вызывается необходимость христианского образования для женщин? Тем огромным значением, какое имеет в жизни христианского народа малозамечаемая в миру женщина.

Самой природой женщине предназначено быть прежде всего матерью. Как велико на самом деле значение матери? Несомненно, что младенец получает свою душу от Самого Бога с самого момента зачатия. Но дальнейшее развитие души его с первой минуты водворения в теле находится в прямой зависимости от свойств матери, которая еще во время чревоношения передает в наследство своему дитяти, вместе с соками и кровью, хорошее или плохое умственное и нравственное направление.

На этом, безусловно, основании Ангел Господень, предсказывая матери Самсона, судии израильского, о рождении от нее сына, заповедал ей, чтобы она в период чревоношения не пила вина и сикера и не ела ничего нечистого – дабы плод ее чрева был чист и свят.

Мы часто замечаем, что невоздержание, страсти и худые нравы матерей бывают причиной неразвитости, бессилия и дурных наклонностей детей.
Подлинно, только от благородного корня могут идти к детям добрые соки. Какой назидательный урок для матерей – воздерживаться во время чревоношения от всего, что оскверняет душу и тело: вина, табака и тому подобного! А меж тем как часто они забывают об этом! Как много матерей, которые совсем не соблюдают осторожность в это время! На матери лежит обязанность кормления новорожденного своим молоком – какая же при этом от матери требуется душевная и телесная чистота! Младенцы с молоком матери впитывают ее недуги, навыки и обычаи. Собирают ли с терновника виноград и с репейника смоквы? (Мф. 7:16). Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

На матери же лежит и первоначальное воспитание детей. Она должна вложить доброе основание жизни его, чтобы сделать, так сказать, человеком. Кому как не матери естественнее заниматься первоначальной заботой о душе ребенка? В очах матери, как в зеркале, видит дитя нежность и любовь – те же чувства отражаются и в нем. Язык матери, язык нежного сердца, производит свой отклик и в детской душе. Мать более чем кто-либо другой способна пробудить и развить в мягком сердце ребенка все доброе. Несомненно, что святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов и другие святители Церкви никому другому более обязаны своим благочестивым настроением, как только своим благочестивым и богобоязненным матерям – Анфисе, Эмилии, Нонне!

Учащиеся женской гимназии города Сапожок с директором Анной Дмитриевной Носовой

Учащиеся женской гимназии города Сапожок с директором Анной Дмитриевной Носовой

Слезы матери, растворенные молитвой, чего не могут сделать! Что иное, как не слезы молитвенной матери блаженного Августина – благочестивой Моники, воздействовали на него так, что он из язычника сделался не только христианином, но и великим учителем Церкви!

Очевидно, сколь велика и священна обязанность матери: в ее руках участь целой жизни человека, по тому как человек будет пребывать в юности, таким он будет и в старости!

Только истинно религиозная мать может воспитать в душе ребенка твердое чувство веры и положить прочные начала христианской нравственности. Чтобы иметь христианско-благотворное влияние на дитя, женщины-матери сами прежде всего должны быть воспитаны в страхе Божием и благочестии.

Христиански воспитанные женщины могут иметь благотворное влияние и на весь строй жизни семейства, на образ жизни супругов, даже на неверующих: святится, по слову апостола Павла, – муж неверный о жене верной (Кор. 7:14). Известно, что богобоязненная Нонна, мать святителя Григория Богослова, так воздействовала на мужа своими убеждениями и примером своей благочестивой жизни, что он, несмотря на то, что был отраслью непохвального корня, принял святое крещение и так возлюбил истину, что в духовном совершенстве превзошел других. «Жена, данная Богом родителю моему, – говорит святитель Григорий Богослов, – была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но и вразумительницей. Она словом и делом направляла его к превосходному. И хотя почитала для себя первым долгом, по закону супружества, покоряться мужу во всем другом, однако же не колебалась быть его наставницей в благочестии… Неутомимо действовала она на мужа, стараясь приобресть его разными способами, а более всего – своими правилами пламенной ревности к благочестию…»

Протоиерей Стахий Полянский с женой Елизаветой Лукиничной и детьми

Протоиерей Стахий Полянский с женой Елизаветой Лукиничной и детьми

Самый суровый характер мужчины под благотворным влиянием доброй и сердечной, нежной супруги становится мягким и добрым.

Кто нашел, говорит древний мудрец Соломон, добрую жену, тот нашел благо и получит благодать от Господа. Кто имеет добрую жену, тот имеет счастье (Притч. 18:22). Жена добродетельная, по словам сына Сирахова, радует своего мужа, так жена дар Господа и нет цены ее благовоспитанной душе (Сир. 26:17). Но что если пылкая душа женщины извращена сердцем? Лучше соглашусь жить со львом и драконом, нежели жить со злою женою, говорит сын Сирахов, всякая злость мала в сравнении со злостью жены (Сир. 25:18, 21).

Такое зримое значение имеют женщины как матери и первоначальные воспитательницы детей, будущих слуг государства и сыновей Церкви, как ближайшие помощницы мужей в их жизни и деятельности!

Великое значение женщины в христианском мире обязывает нас иметь особую заботливость о христианском воспитании и образовании женщин. Совершенно справедливо сказал один философ: «Если вы хотите, чтобы люди были велики и добродетельны, научите женщин, в чем состоит величие и добродетель». Так, пусть родители заботятся не о том, чтобы украшать своих дочерей щегольскими одеждами, модными нарядами и обложением золота (1 Петр. 3:3) или доставлять им имущественный капитал, но главным образом, о том, чтобы поселить с раннего детства страх Божий в их сердца, сделать их благоразумными и благонравными, кроткими и терпеливыми. Вот истинная красота, которая не увянет и в старости. Эти украшения, которые не только не разорительны для семейства, но и составляют наилучшее богатство его! Ибо как говорит Соломон: «Жена добрая дороже камня драгоценного!» (Притч. 31:10). Они могут быть и доброй матерью и верной семьянинкою и верной служительницей Церкви и Отечеству. Мы должны помнить, что основой счастья каждого семейства и благоденствием всякого общества служит Святая Вера и добрая приветливость их членов. Чтобы находить вернее эти нравственные силы, необходимо нам позаботиться об устройстве женского церковно-нравственного воспитания, чтобы молодое женское поколение могло проникнуться духом Святой Веры, благочестия и любви к благочестию. Тогда можно будет надеяться на прочность благоденствия – и семейного, и общественного. Да будет так!

Священник Стахий Полянский,
1898 г.

Справка
Стахий Сергеевич Полянский родился в семье священника 24.10.1847 в с. Кикино Ряжского уезда. В 1864 г. окончил Скопинское духовное училище, в 1871 г. – Рязанскую духовную семинарию. В 1875 г. рукоположен во священника Николаевской церкви с. Агламазово Ряжского уезда. В 1891 г. переведен в г. Скопин священником соборной церкви, где построил новое здание духовного училища и общежитие к нему. В 1899 г. возведен в сан соборного протоиерея. Скончался после 1909 г.

Комментарии закрыты