«Своя вера, своя земля, свой государь, свое производство полного цикла, школа, которую ты сам построил для своих детей на свои деньги…» – такие мысли о царской России звучат в фильме Валерия Тимощенко «Государь» из цикла «Крестьянская история».

Этот документальный цикл стал лауреатом кинофестиваля «Радонеж» (Москва) и дипломантом кинофестиваля «Покров» (Украина, Киев). Режиссер через историю своей семьи рассказал о том, как библейский мир русского крестьянства был заменен марксистским антимиром.

Герои фильма «Крестьянская история» сошли с фотокарточки конца XIX века. На ней прадед Валерия Тимощенко, Герасим Иванович Прийма, – в кругу своей огромной семьи: более 20 человек, добротно одетых, достойных, серьезных людей. Герасим Иванович, чьи предки – из запорожских казаков – в XVIII веке переселились на Кубань, служил на Иранской границе, воевал в Маньчжурии… Тогда на каждого мужчину в станице давалось 25–30 десятин земли. «Навсегда. Навечно», – мерно звучат эти слова в фильме. И проходит рыба в воде, пролетают над лугом птицы, взмахивает гривой конь на берегу реки. Пейзажи Тимощенко, как длинноты Тарковского, лелеют нашу мысль, дают место раздумью… Таким образом, у семьи было до 100 десятин земли. Простым подсчетом Тимощенко вычисляет, что урожайность с гектара была не меньше 60 центнеров, то есть крестьянская семья собирала до 300 тыс. тонн зерна в год. По нынешним ценам – минимум $300 за тонну, доход семьи составлял около $100 тыс.

На знаменитой Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Россия получила Гран-при выставки за железные дороги и мосты через великие сибирские реки. Мы тогда выставили куб чернозема с растущей сверху травой. Ни нефть, ни золото, ни норильский никель, а чернозем. Он – главная ценность. Две трети чернозема – в России.

Российская империя была на 80% крестьянской. При императоре Николае II население России увеличилось со 122 до 172 млн человек. Это ли не показатель успешного развития страны? В 1920-х гг. сотни тысячи русских крестьян погибли от голода. Это ли не война против России? Вот вопросы, которые поднимает фильм Валерия Тимощенко. К 1913 г. мы были на 3-м месте по населению после Китая и объединенной Британской империи, в которую тогда входили Индия и Пакистан.

Куб чернозема с растущей сверху травой, кадр из фильма2

Куб чернозема с растущей сверху травой, кадр из фильма2

Так жила крестьянская Россия, под знаменем, что было до сегодняшнего триколора. Черная полоса – крестьянство, земля, чернозем. Желтая – царская власть, аристократия, золотые сердца, драгоценные головы. Белая – свет веры, духовенство, святость. Заметьте, крестьянство – это высшая аристократия. «Хлеб – всему голова», – говорили на Руси. Послушайте, кто не слышал, песню под таким же названием, исполняемую сегодня Кубанским казачьим хором, в ней простая система ценностей, проверенная веками.

Последние три наших государя умерли не своей смертью. На них наши геополитические противники вели круговое наступление (Турция, Германия, Кавказ и стоящая за ними Англия) за то, что они были защитниками крестьян, а крестьяне – хранителями веры Христовой. Ведь это после реформы 1861 г. каждый взрослый мужчина в Российской империи получил 6–7 га своей земли. В Америке рабство было отменено на пять лет позже. Режиссер фильма уверен, что, если сегодня нам дали бы по 6–7 га земли, мы стали бы гражданами России не номинально, а реально, и на пенсию не уповали бы, и за кордон не спешили, а самое главное – родину защищали бы уже по-другому.

«Мы названы Святой Русью, и одна из важнейших ипостасей Святой Руси есть вера. Святость порождает чудеса. А какие чудеса породила русская деревня? Она обильно рождала смиренные души, людей целомудренных, не сладострастных, мужественных, способных к самопожертвованию. Это чудеса, которые есть признаки святости», – говорит духовник Кинешемской епархии протоиерей Виктор Салтыков, соавтор фильма «Государь».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Только представьте такой факт. Станичники собрали деньги и командировали Герасима Ивановича, прадеда режиссера, в Египет для закупки твердых сортов пшеницы, которую выращивали там со времен фараонов. И в том, что до революции Кубань выращивала 3,5–4 млн тонн пшеницы, есть заслуга и этого казака. Ныне в хороший год Кубань дает 7–8 млн тонн, с учетом возросшего в 5 раз населения и на порядок больше запаханных земель. Учтем еще, что Герасим Иванович выращивал зерно без минеральных удобрений. Российская империя давала треть мирового экспорта зерна, а Кубань – четверть российского. Значит, Герасим Иванович с родственниками и однополчанами давал 7% мирового экспорта зерна. Сегодня эти 7% стоят примерно $5–6 млрд.
Земляки, жители одной станицы обязательно служили и в одной сотне. Из этих станиц Васюринской, Динской, Усть-Лабинской формировался Первый Екатеринодарский полк. Несколько поколений персонажей фильма служили в нем столетиями. Боевой путь полка описан подробнейшим образом. В Первую мировую войну в этом полку примерно из 1,5 тыс. человек 600–700 награждены Георгиевскими наградами: либо крестами, либо медалями. «Это какие-то фантастические цифры. Представьте себе самый лучший полк ВДВ нынешней России, например 108-й полк 7-й гвардейской дивизии, а в нем половина личного состава либо Герои России, либо кавалеры ордена Мужества. Потери полка больше чем за два года тотальной войны составляли 5–7% личного состава. Цифры поразительные. Берегли своих», – говорит Валерий Тимощенко. И тут же добавляет: «Казакам не нужна была никакая «Альфа». Жаль тех террористов, которые решились бы напасть на эту станицу».

Валерий Тимощенко побывал со своей съемочной группой и в северной тайге, куда были сосланы его прадеды. Прикоснулся к той земле, на которой не приспособленные жить в таежном лесу станичники рыли себе землянки возле сосен. Те, которым удавалось выжить, только через год–два могли построить какое-то жилище. Георгиевским кавалерам и их женам, окончившим епархиальное училище, пришлось научиться жить так, как жили дикие племена. Мужчины научились у народа племени манси, который жил в тех краях, ставить самострел на лося, ловить рыбу сподручными средствами. Только представьте, в какую доисторическую эпоху был опрокинут народ – в основном казаки – со своей военной, социальной, аграрной культурой!

А на Кубани, где совсем недавно ломились житницы, в те годы разразился убийственный голод, что тоже отразили и киноленты, и фотографии. И выжили практически только те казаки, которых сослали в тайгу. Тогда же смертность населения резко повысилась и в Америке, ибо прекратились поставки русского зерна. Весь мир, кажется, пошатнулся с убийством русского государя и убийством русского крестьянина. Именно с этими факторами увязывает режиссер В. Тимощенко и сегодняшние, пока еще неразрешимые, геополитические проблемы.
Только теперь мы видим, какое преступление совершали те, кто уничтожал голодомором, ядовитыми газами, ссылками в непригодные для жизни края русских крестьян. Для сегодняшних поборников коммунистической идеи следовало бы понять, что власть Ленина–Троцкого – это власть инопланетян, потому что они не знали русского мира, но ненавидели его уклад и все человеческие верования и чувствования, которыми люди жили тысячелетиями.

Ирина Ушакова

Избранная фильмография Валерия Тимощенко:
2008 г. – «Русский заповедник»
2011 г. – «Георгий»
2012 г. – «Трезвитесь»
2015 г. – «Чистая победа» (цикл документальных фильмов: «Битва за Севастополь», «Величайшее воздушное сражение», «Битва за Берлин» и др.)
2015 г. – «Не стреляйте в оператора!»
2016 г. – «Сербия. Опыт любви»
2017 г. – «Лермонтовская сотня», «Миротворец. Князь Барятинский», «Луганская повесть»

Комментарии закрыты