О Сокольском движении

Cокольское движение – это гимнастическое общество, появившееся в Чехии во второй половине XIX века, занимавшееся физическим и нравственно-патриотическим воспитанием народа, и в особенности молодежи. Цель Сокольского общества – через телесные упражнения воспитать такие качества души и духа, как дисциплина (послушание), сила воли, мужество, честность, выдержка, развить разум и чувства молодых людей, вырастить их здоровыми и сильными, горячо любящими Родину и народ. Через приобщение к культурно-историческому наследию своего народа, а также через умение видеть истинную красоту в теле, оно научает видеть и беречь не только внешнюю красоту, телесную, но и внутреннюю, духовную.

Начало Сокольскому движению было положено в Праге 12 февраля 1862 г. Основателями и главными идеологами этого движения были доктор философии и эстетики профессор Пражского университета Мирослав Тырш и чешский предприниматель Инжех Фигнер (Индриг Фигнер). Время основания Сокольства – это время пробуждения национального самосознания чешского народа, находившегося тогда под властью Австро-Венгрии. Многие лучшие граждане страны глубоко задумывались над физическим воспитание народа, так как понимали, что люди должны быть физически крепкими, выносливыми, иначе они не смогут освободиться от австрийского владычества. Изучив популярные в то время системы занятий гимнастикой, Мирослав Тырш создал свою гимнастическую систему, которая и стала основой Сокольского движения.

Сокольство было создано не в целях спорта и удовольствия, а для упорной работы над совершенствованием как физической, так и духовной природы человека, для развития в нем высоких гражданских качеств.

В своих «Основах гимнастики», изданных в 1868 г., Тырш отмечает «огромное значение систематического телесного развития и его влияние на воспитание духовных качеств человека: выдержки, храбрости, настойчивости, понимания красоты, честности в борьбе, точности и привычки к систематическому труду». Это в значительной степени отличало труд Тырша от подобных трудов немцев, которые мечтали лишь о подготовке в Германии народного войска, в то время как Тырш заботился о том, чтобы правильным воспитанием тела и духа поднять в народе нравственный уровень, от которого зависит его жизнеспособность.

Члены сокольского клуба 1900 г

Члены сокольского клуба 1900 г

Сокольская гимнастика проста, безопасна и доступна всякому. Кроме гимнастических упражнений и подвижных игр для соколов устраивали хорошие библиотеки, обязательные лекции, массовые «вылеты» на лоно природы, публичные гимнастические и фольклорные выступления. Народ полюбил Сокольство, все (начиная от младших школьников и кончая убеленными сединами старцами) упражнялись в гимнастике. Много было и соколок, среди которых встречались даже выдающиеся общественные деятельницы.

Сокольство стало быстро распространяться, чему способствовали публичные массовые выступления, привлекавшие внимание и вызывавшие интерес у зрителей.

В 1863 г. в Любляне (Словения) было создано гимнастическое общество, которое, в сущности, и предложило название «Сокол». Сокол – любимая птица славянского эпоса, он храбр, зорок, физически ловок и силен, всегда летит навстречу опасности и никогда не сворачивает с избранного пути. Чехам это название пришлось по душе, и они в том же году тоже назвали свое общество Сокольским. Коло – по-древнеславянски – Солнце, со-коло – летающий под солнцем.

Очень скоро, буквально в считанные месяцы, панславянские идеи Сокольства привлекли в его ряды большое количество сторонников и приверженцев, а уникальная по своей эффективности сокольская методика воспитания, основанная на старинных славянских традициях, позволила создать сплоченные и многочисленные организации в Чехии, Словакии, Сербии, Словении и Болгарии, а также в странах, где проживали славяне-эмигранты.

В России первое Сокольское общество появилось на Волыни в 1870 году в чешских колониях, а первая Русская Сокольская организация возникла в Санкт-Петербурге в 1879 году. Ее основали гвардейские офицеры столичного гарнизона – участники балканской кампании по освобождению болгарских братьев от турецкого ига. Идеи Сокольства нашли в России широкий отклик. 4 мая 1883 г. в Москве было основано Русское гимнастическое общество, почетными членами которого были Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Ярыми приверженцами Сокольства и панславизма были такие выдающиеся личности, как легендарный белый генерал М.Д. Скобелев, великий преобразователь империи П.А. Столыпин, граф Бобринский, «король журналистики» В.А. Гиляровский, величайший Русский борец И.М. Поддубный и многие-многие другие.

Император Николай II наблюдает за гимнастическими упражнениями членов сокольского клуба на Марсовом поле

Император Николай II наблюдает за гимнастическими упражнениями членов сокольского клуба на Марсовом поле

Сам государь император Николай II уделял Сокольству большое внимание: с 1907 г. сокольская гимнастика и методика физического воспитания были приняты в Российской Армии в качестве основы общефизической подготовки личного состава. В процессе анализа причин поражения в русско-японской войне было выяснено, что уровень физической подготовки русских солдат не соответствует требованиям, предъявляемым войной. Были приглашены чехи Соколы-инструкторы. В результате один из них был награжден боевым орденом (орден и грамота хранятся поныне в музее истории Сокольства в Тыршевом доме в Праге).

С захватом же власти большевиками Сокольство в России было запрещено, а в 1923 г. под личным руководством К. Радека и Н. Бухарина все известные сокольские деятели были расстреляны. Белоэмигранты создали за рубежом сильные сокольские организации и свято хранили традиции русских соколов, даже находясь на чужбине.

В 1948 г. в СССР был проведен еще один слет, но после этого движение было снова запрещено. Традицию слетов заменили во многом похожими на них Спартакиадами.

Группа офицеров запаса в апреле 1991 г. создала в Москве Сокольское общество (клуб), сотрудничавший с другими военно-патриотическими клубами, принимавший участие в военно-патриотических сборах. Основной уклон в нем делался на военную подготовку ребят к службе в армии, на русском стиле рукопашного боя. Методика сокольской работы включала также верховую езду, стрельбу в тире, полеты на планерах, занятия на курсах усовершенствования военных знаний, также разнообразную культурно-воспитательную работу, лекции по истории и идеологии Сокольства.

В 1994 г. был проведен новый слет (23 000 соколов). Последние слеты были проведены в 2000 и в 2006 гг.

По словам старосты Русского Сокольства в Лос-Анджелесе А.Б. Сергеевского, «Сокольство уподобляется в идейном смысле рыцарскому ордену… где люди связаны между собой узами братства, дисциплины и клятвенными обещаниями служить своему народу, а через него – славянству и человечеству».

Комментарии закрыты