В современных государственных общеобразовательных школах делается акцент на успешность и всестороннее развитие ребенка, образование направлено на воспитание лидера, взращивание гения. А вот воспитанию нестяжания и милосердия внимания уделяется мало, так как научить нестяжанию – это сложный и длительный процесс.

Прививать желание творить добро нужно с самого раннего возраста, много рассказывать детям о милосердии. С детства ребенок должен понимать, что каждый шаг навстречу другому человеку, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних и есть милосердие, которое делает жизнь более радостной и счастливой. Безусловно, первыми людьми, которые знакомят детей с добродетелями – это их родители и люди, которые их окружают. Как правило, попадая в современную школьную среду учащиеся, не совершенствуют приобретенные добродетели, а утрачивают их.

День Победы

День Победы

Одной из задач нашей школы является помощь в становлении добродетелей, которая вытекает из поставленной цели обучения в нашей школы: воспитать в каждом ребенке всесторонне развитую личность на основе традиционных христианских ценностей; подготовить детей к ответственному социальному служению, сформировать у них активную жизненную позицию, научить их учиться, развивать и использовать свои таланты на пользу Церкви и отечеству, и наконец, воспитать патриотов своей великой страны в духе православия, ценящих дружбу и умеющих заботиться о ближнем.

Наша школа – православная школа имени Преподобного Сергия Радонежского в Усадьбе Свиблово – это негосударственное общеобразовательное частное учреждение, у которого есть лицензия и аккредитация. Все те требования, которые государство предъявляет к светским московским школам, выполняются и в православной школе, а именно: соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, уровню обеспечения безопасности, санитарным правилам и нормам и т.п. В этом отношении никакой разницы с государственной школой нет. 

Но в чем же разница? Учредителем школы является религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и Всея Руси Храма Живоначальной Троицы в Свиблово, г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». Направляет деятельность школы владыка Матфей, архиепископ Егорьевский, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами города Москвы.

Школа расположена в исторических зданиях, в которых размещены выставочные экспозиции о русских усадьбах. Православная школа Свиблово является площадкой для городской олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Воспитанники православной школы имеют возможность прикасаться к историческому прошлому постоянно, практически жить в нем. 

Первоклассники

Первоклассники

Важной составляющей православной школы является молитвенная жизнь. Это общая молитва в храме перед началом занятий, молитвы перед уроком и после, во время трапезы и, конечно, участие школьников в церковных богослужениях, исповедь и причастие. Большое значение имеет постоянное общение школьников с настоятелем Храма Живоначальной Троицы владыкой Матфеем, который участвует в школьных событиях и лично дает наставления детям. 

Мысли и идеи, которые маленький человек найдет в Священном Писании, молитвах и в жизнеописании святых, помогут ему в дальнейшей взрослой жизни. Многие проблемы в юношестве возникают от того, что никто не показал настоящего идеала добродетелей, а вот отрицательных примеров достаточно и в жизни, и в СМИ. В молитвах и в различных православных поучениях ребенок видит, как победить искушение, как не впасть в зависимость и как важно и хорошо и радостно творить добро и быть добрым. 

Среди преподавательского состава есть священники, но в основном все учителя школы – православные миряне, которые имеют профильное педагогическое образование, многие имеют и богословское образование. И образование, и воспитание в школе строится на православной основе. Это касается всех предметов, а не только тех, которых нет в обычной школе: основ православной веры, церковнославянского языка, церковного пения. Православная составляющая включается в общеобразовательные предметы. Например, на уроках литературы школьникам подробно рассказывают о духовной эволюции Пушкина и Гоголя, то есть преподают больше, чем того требует обычная школьная программа. На уроках истории России речь идет не только о событиях, но и об их религиозной основе, в программу включена церковная история. На занятиях по естествознанию объясняется Божественное сотворения мира, которое ни в коем случае не противоречит научному подходу и учебной программе. При изучении информатики школьникам объясняется, как использовать молитвенное слово для того, чтобы не потеряться в сети интернет и не поддаться искушениям. Кроме того, с 5-го класса помимо основного иностранного языка английского дети начинают изучать французский язык. В школе много внимание уделяется физическому здоровью детей. Уроки физической культуры часто проводятся на улице: летом кроссовая, а зимой лыжная подготовки. В сетке расписания есть уроки танцев. Православная школа Свиблово возрождает русскую традицию балов. Исторические балы проводятся довольно часто, во все периоды, исключая посты. Это Рождественские, Сретенские, Пасхальные, Троицкие балы. 

Отношения между учителями и школьниками органично вытекают из того, что все они воцерковленные православные люди. Детям здесь интересно учиться, они не боятся задавать вопросы. На уроке подчас бывают разговоры не только по изучаемой теме, но и просто о жизни. Детям комфортно, они чувствуют себя в домашней обстановке, классы маленькие, до 12 человек. В атмосфере православной школы не приживаются грубость, пошлость, равнодушие. Те вещи, которые могут представлять духовную опасность для ребенка, отторгаются самой школьной средой. 

Елена Михайловна Дементьева, директор Православной школы имени Преподобного Сергия Радонежского в Усадьбе Свиблово

Елена Михайловна Дементьева, директор Православной школы имени Преподобного Сергия Радонежского в Усадьбе Свиблово

Внимание педагогов обращено не только к успеваемости и поведению детей, но и к тому, что их интересует, что волнует. Дети нередко приходят к священникам. Рассказывают им о своих проблемах, сомнениях и недоумениях. Не на исповеди, а просто во время учебного дня. На уроках основ православной веры детей учат не просто теории, но и постоянно обсуждают с ними разные жизненные ситуации, показывают им духовную подоплеку обыденных вещей, объясняют, как правильно нужно действовать в духовно опасных ситуациях.

Уважение к личности ребенка, дружба учителей и школьников, забота старших детей о младших строятся на основе добродетелей объединяющих всех учеников и учителей. 

В нашей школе разработана программа «Православное чтение», где учащимся начальной школы читают православные литературные произведения, а потом совместно обсуждают прочитанное. Среди вопросов обязательно присутствуют вопросы о нестяжании и милосердии. На этих уроках у младших школьников часто возникают чувства жалости, сочувствия и сострадания к героям обсуждаемых произведений. А далее у ребят возникает вопрос: «Как я могу проявить любовь ко всем людям: уступить в транспорте место пожилому человеку, помочь одиноким старикам, позаботиться о подарке для кого-нибудь…» 

Школьная жизнь православного ученика насыщена разнообразными событиями. Это участие в проектной, исследовательской деятельности и в предметных олимпиадах, а также творческие конкурсы, паломнические поездки, волонтерская деятельность, многолюдные фестивали и православные праздники, которые проводятся в усадьбе Свиблово. 

Вся внеурочная деятельность школы направлена на объединение школьников, на создание некоего единства и братства, поддерживание дружественной атмосферы. Важно показать учащимся, что православный человек умеет дружить, что он общительный, рассудительный и готовый оказать помощь попавшим в беду, ведь в Священном Писании говорится, что христиане соль земли, то есть православные должны сохранять себя и мир от нравственного разложения и деградации, преображая его в добре. 

Воспитание любви и легко, ибо душа человека, как отметил Тертуллиан, по природе своей христианка, – и трудно, ибо в мире «по причине умножения беззакония» во многих охладела любовь (см. Мф 24:12).

Елена Дементьева 

Комментарии закрыты