Воскресенье от того и названо воскресеньем, что напоминает Воскресение Христово. Каждое календарное воскресенье – это малая Пасха. Гремят, зовут на службу колокола церквей, и вспоминается строчка поэта: «Золотое сердце России мерно бьется в груди моей». Именно в православном храме особенно ощущается непобедимость России.

Православие, а значит и Россию, можно понять только тогда, когда уверишься в том, что смерти нет. Как нет? А что же тогда такое – наши кладбища? Но лучше спросим: что такое Гроб Господень? Иисус был положен в него бездыханным. И воскрес «в третий день по Писанию». Точно то же будет и со всеми нами.

В том-то и есть главный смысл Пасхи Христовой, он в победе жизни над смертью. Да и как может Начальник жизни Христос быть Богом и для живых, и для мертвых? Нет, только для живых. Умерев на Кресте как человек, Он, как Бог, сошел во ад, разрушил адские двери. И Адама, и многих праведных, давно и недавно умерших, встречали люди на улицах Иерусалима.

«Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» – это одно из главных пасхальных возглашений. «Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» Уничтожена смерть, стонет и рыдает ад, ибо Спаситель даровал нам вечную жизнь.

В день Великой Субботы, вслед за сошедшим с небес Благодатным Огнем, свершается торжественная литургия Василия Великого. На ней звучат высочайшие слова Царя царей и Господа господствующих. Да молчит всякая плоть, да не касается нас ничто земное. Близятся счастливые дни обновления души и тела. Всю Светлую седмицу бывают открыты Царские врата. Это знак того, что Спаситель открыл также и райские двери, показав путь спасения.

Но было и наше предательство Христа. Еще при земной жизни Спаситель сказал: «Верующий в Меня будет иметь жизнь вечную». Что ж не верили? И кому поверили? Иудеям, которые требовали Его смерти? И крики их превозмогли робкое желание римского наместника Понтия Пилата освободить Христа.

Владимир Николаевич Крупин – писатель, публицист и педагог, лауреат Патриаршей литературной премии

Владимир Николаевич Крупин – писатель, публицист и педагог, лауреат Патриаршей литературной премии

Но ведь у Креста были не только иудеи, были и те, кто даже знал Христа при жизни, свидетели исцелений и сами исцеленные. Те же Вартимей и Закхей из Иерихона. И из десяти очищенных от проказы был тут хотя бы один, тот, кто вернулся благодарить Христа. А Лазарь, друг Христа, а сестры его Марфа и Мария? А гости на свадьбе в Кане Галилейской, где Спаситель явил Свое первое чудо? И почтенные мужи еврейские Иосиф и Никодим?

И сотни, и многие тысячи других. Что говорить – ученики разбежались. Только Иоанн остался. Именно ему поручил Иисус заботиться о Своей Матери. О Ней были Его последние земные мысли.

Да, предали Христа. Испугались. И римляне тоже испугались. «Страха ради иудейска» предали Спасителя. О, несмысленные иудеи, Кого вы судили? Того, Кто будет судить Вселенную? Того, Кто способен оттрясти звезды с небес, как яблоки с яблони? Того, Кто колеблет горы и расплескивает моря и океаны? И Его судили земнородные твари? Творца жизни!

Но сколько там было иудеев по отношению к остальным? И остальные, большинство, значит, поверили иудеям? Значит, не любили Христа? Это же страшно вымолвить: не любили Создателя жизни на Земле. Боялись иудеев? Вот если бы любили Христа – не боялись бы, ибо «совершенная любовь изгоняет страх». И как же не любить нетленного Бога? Вечного и Безконечного, Всеведущего и Всемогущего?

Значит, не любим. И снова возводим Его на Крест? И опять распинаем. Он даровал нам время, мы распинаем этот Его главный дар, швыряем его в пасть удовольствиям, разврату, чему угодно, только не спасению души. Небесные силы ужасаются, видя наше безразличие к спасению.

Уж теперь-то, после всех уроков истории, можно было прийти с покаянной головой ко Престолу Божию, понимая, что все золото мира не стоит одной спасенной души.

И если смерти нет, то что бояться перехода из времени в вечность? Чем сильнее человек верит в Бога, тем с большей радостью желает он окончания отведенного ему земного срока. Потому что не только земные времена каждого отдельного человека кончатся, но и вообще наступит конец света. Но прежде Страшный суд. Неизбежный, справедливый.

Окончательный. А до него, вспомним пророка Иезекииля, останки людей вернутся туда, где родились, чтобы воскреснуть. О, сколько костей прилетит в Россию отовсюду, со всех материков. То явится миру Святая Русь в своей полноте. Миру вечному, в котором она будет главной. Главной, потому что была самой преданной Христу и более других возлюбила Его.

В главном сражении Христа с Велиаром, Света с тьмой, мы победим. Оно началось в вечности, в ней и закончится. Фактически мы уже выиграли его. Потому что вступаем в него полные веры и мужества. Ибо одна только есть настоящая вера, вера православная. Почему? Потому что на Землю ее принес Господь, Сын Божий. Остальные религии, верования созидались гордыней падшего человека.

Страшась этого сражения, враги Христа торопятся – всегдашняя их надежда – завладеть способностью Бога созидать жизнь. И что доказали? Что мы с дерева спрыгнули вместе с Дарвином и обезьянами? Воля ваша, но нас Господь сотворил. А теперь вот началась болтовня, что изобретут для людей безсмертие. Голография, киборги, еще чего-нибудь придумают. Это все та же зряшная коллайдерность. Что угодно, лишь бы от Бога людей отвернуть. Нет, дети лукавого, деньги не тратьте: и вечность и безконечность в ведении Всевышнего. И только.

Ударил утренний воскресный колокол. Как говорится: «Первый звон – из постели вон. Второй звон – из дому вон. Третий звон – в церкви поклон».

Зовут на службу колокола.

«Утренюет дух мой ко храму святому Твоему!»

Владимир Крупин

Комментарии закрыты