Что нам открывает воздержание? Что о воздержании говорится в Священном Писании и почему эти слова актуальны для каждого из нас? В чем смысл поста?

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий: «Воздержание – это одно из главных наших орудий в борьбе со грехом. Святой пост – это время, когда человек особенно должен трудиться над утеснением и обузданием и чрева, и чувств. Воздержание и молитва делают каждого чувствительным к духовным явлениям, окружающим и наполняющим нас. В кропотливой борьбе с собой, со своими слабостями и недостатками человек начинает опытно познавать свою немощь и силу Божественной Благодати, вследствие чего пробуждается разумное желание вернуться к Богу, жить с Ним и питаться сладостью Божественной Благодати, которая делает нас способными противостоять греху. Тот, кто решается стать на путь поста и молитвы, направляет стопы к Отчему дому. Не нужно бояться или малодушничать при этом. Путь шествия грешника к Небесному Отцу внешне суровый и трудный, но внутри он имеет тонкую сладость Благодати Святаго Духа, которая нисходит на понуждающего себя оставить грех и идти к Богу».

Митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин): «Какая была первая заповедь в раю? Заповедь продолжать дело Творца, возделывать мир. И следующий важный момент – это воздержание от запретного плода. Вот это основа – необходимость трудиться и воздерживаться от недолжного. Именно нарушением этой заповеди воздержания наши прародители отошли от Бога. Что произошло? Когда Адам и Ева нарушили эту заповедь, они стали удаляться от Бога. И Господь стал как бы искать их: Адам, где ты? Не нарушил ли ты Мою заповедь? (см.: Быт. 3:9–11). Всеведущий Господь дает шанс согрешившему осознать произошедшее. Но тот не раскаялся, стал сваливать все на Еву, а в итоге и на Бога: «…Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). 

Невоздержание – это всегда выход за пределы воли Божией. Но Он же Вездесущ. Что может быть вне Его воли? Грех, последствием чего всегда является смерть (см.: Иак. 1:15). Именно так, выйдя за рамки воли Божией, человечество и оказалось вне рая. Потому что рай – это быть с Богом. Как только мы согрешаем, мы удаляемся от Него. И тогда сами же и страдаем от своих прегрешений. Нарушение любого Божиего закона ведет к распаду самого человека, его отношений с другими людьми (вспомните, как Адам начал обвинять Еву), а в итоге – к разрушению мира. Даже элементарно: экологические проблемы – следствие греха, охватившего человечество в его эгоизме, жажде наживы. 

Грех всегда замыкает человека на самом себе. А вокруг – все виноваты. Даже правительство что-то там не так делает… Тот, кто сам грешит, всегда полон претензий. Ему все не нравится, ему всего мало. Еще одна отличительная черта помраченного состояния – самооправдание. Это уже заслон от спасительного покаяния. 

Именно воздержание может нас постепенно от этого диавольского плена освободить. Воздержание и молитва – взывание к Богу. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»(Мф. 17:21), – говорит Господь. Он же Сам и показал нам пример воздержания, когда перед тем, как выйти на проповедь, 40 дней постился. В Евангелии, где повествуется о посте Спасителя, раскрываются основные искушения: хлебом, властью, чудом. Все они преодолеваются, как показал Христос, воздержанием и подчинением себя благой воле Божией. Это то, что нас возвращает в общение с Богом – в рай». 

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов)

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов)

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов): «Мы все замечаем времена года и соответственно этим временам одеваемся: когда похолоднее – одеваемся потеплее, когда потеплее – полегче. Мы реагируем на то, что происходит вокруг нас. Но тем печальнее, что часто человек перестает реагировать на то, что происходит внутри него. Вот он становится все более нечувствителен к чужой боли, нуждам… даже к радости! Замыкается на себе. Точно так же, как мы защищаем себя от физического холода, надо защищаться и от внутренних заморозков, иначе погибнет душа. Надо ее укрывать, оборонять – самоукорением, воздержанием, добротой. Вот постом как раз и можно во всех этих качествах, противоположных нашим страстям, потренироваться. 

Люди невоцерковленные удивляются: зачем поститься? Давайте приведем еще такую аналогию: мы все привыкли спешить. Казалось бы, зачем останавливаться? Но вот мы видим красный свет на переходе и замираем. И эта остановка сохраняет нам жизнь! Вот так же и воздержание – это то, что нас оберегает от скоростей нашей падшей природы, ее страстей; помогает освободиться от суеты; внутренне нас созидает».

Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег Стеняев

Протоиерей Олег Стеняев, миссионер: «Воздержание нам необходимо для покаяния. Мы знаем, что если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы. А вот именно во время поста некоторых христиан точно подменяют. Склоки какие-то начинаются, раздоры по мелочам, «ты ешь, я не ем» – кухонные баталии… Во что мы превращаем свое пощение? 

Писание категорично говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога»(Рим. 14:3–6). 

Если во время поста христианин не делает нравственного вывода, не обнажает моральные язвы своей души для их искоренения, то воздержание такое не для Бога, а для себя, для своих собственных, ему одному известных целей. Написано: «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, – для Меня ли вы постились? для Меня ли?» (Зах. 7:5)».

Иеромонах Назарий (Рыпин)

Иеромонах Назарий(Рыпин)

Иеромонах Назарий (Рыпин), насельник Оптиной пустыни: «Без воздержания, без молитвы – от лукавого рода не избавишься, не превозможешь его, не окажешься победителем. Но это вовсе не то, что мы привычно под этим аскетическим арсеналом подразумеваем: пост как что-то не съесть на протяжении какого-то времени, а молитву как что-то прочитать, не всегда осмысленно и наспех… Это есть состояние души, потому что от нас требуется прежде всего воздержание даже не столько от чего-то съестного, сколько от самых разнообразнейших страстей, и, в конечном счёте, пост – это свобода от страстей, когда человек не приобщается уже ни к чему страстному, когда его душа свободна от прилогов диавольских. Воздержание нас освобождает. Но это легкое состояние рождается постепенно через самопринуждение и самоограничение, посредством внутренней борьбы, без которой духовная свобода недостижима. Как прекрасно сказал преподобный Силуан Афонский: «Чтобы приобрести свободу, сперва нужно себя очень сильно утеснить». Воздержание – это внутренняя решимость отказаться от всего, что разлучает меня с Богом, от всего того, что Ему не посвящено».

Подготовила Ольга Орлова

Комментарии закрыты