Целомудрие предполагает сохранение цельности, ясности ума и духовную стойкость че­ловека, его способность распознавать добро и зло, следуя узким путем добродетельной жизни. Можно ли воспитать добродетель целомудрия у ребенка в современной семье? 

В святоотеческом понимании целомудрие есть чистота тела и души (сердца), целостное воззрение на мир1, девственная чистота юношей и девушек до брака, пожизненная верность супругов в браке. 

И в греческом (σωφροσυνη), и в русском варианте слова «целомудрие» содержится указание на разум, «целую» мудрость, способность распозноваться добро и зло. «В общем смысле целомудрие означает: всецелая неповрежденность, целостность»2, – отмечает Николай (Хаджиниколау), Митрополит Месогейский и Лавреотикийский. 

Человек живет сердцем. От чистоты сердечной зависят высшие смыслы, цели и конечный результат жизни человеческой: «Блаженны чистые сердцем, ибо тии Бога узрят»(Мф. 5:8). И наоборот: греховное растление, по словам преподобного Ефрема Сирина, «проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы»3.

Американский социолог и культуролог русского происхождения Питирим Сорокин в середине XX века пришел к выводу о том, что сексуальная революция не только сопровождается упадком культуры, но и приводит к политическим потрясениям и радикальным изменениям в обществе: увеличивается число психических расстройств, ослабевает творческое начало в человеке, разрушаются семьи, оскудевает родительская любовь, растет число социальных конфликтов. «Пораженное сексом общество превращается из арены живой истории в музей ископаемых останков, а затем уходит в забвение»4, – пишет Сорокин. 

И в культурной, и в политической жизни очень важна умственная деятельность, но нецеломудренное поведение сказывается на умственных способностях. «Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый»(Прем. 4:12).

Отсутствие цельного критического мышления у современного человека стало очевидным во время эпидемии коронавируса. Заявления ведущих российских ученых (П.А. Воробьева, В.В. Никифорова, Н.Н. Филатова, Ю.М. Щелканова5и др.) о том, что опасность вируса преувеличена, стались без особого внимания. Человек как будто забыл, что и раньше был смертным, умирал от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, гриппа, погибал в автомобильных авариях (при этом еще недавно «оптимизировалось» число больниц и врачей).

На фоне паники и животных страхов архитекторы мировой политики рушили котировки валют и акций, скупали за бесценок компании, закрывали предприятия, ограничивали свободу собраний, передвижений, право на образование, исповедование веры. Выдающийся философ, профессор МГУ А.С. Панарин несколько лет назад писал: «Глобальная диктатура по определению означает нелегитимную власть меньшинства, основанную на смертельном страхе перед большинством. Следовательно, для того, чтобы побудить известную часть человечества принять американскую диктатуру, его надо напугать какой-то неслыханной угрозой и одновременно пообещать гарантии от этой угрозы»6.

Выпускной был воспитанниц приюта Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в Малоярославце

Выпускной был воспитанниц приюта Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в Малоярославце

И если Италия столкнулась с настоящей бедой – что должно было произойти с правоверным сознанием, чтобы одной из первых мер против распространения болезни стало закрытие всех храмов и «дистанционная» выдача индульгенций заболевшим коронавирусом, членам их семей, а также врачам? 

По всему миру в период так называемой пандемии перестали действовать сотни храмов (либо богослужения совершались при закрытых дверях). 

А ведь во время бедствий – войн, моровых поветрий, несчастий – верующий человек всегда обращался к Богу. История знает множество примеров, когда Господь отводил гнев от кающихся грешников. «Даждь Ми, сыне, твое сердце»(Притч. 23:26), – говорит Господь. 

Бог видит сердце человеческое, и маски здесь не помогут. 

Тут дьявол с Богом борется 

Нецеломудрие связано с бесчувствием и жестокостью. Достаточно вспомнить, что пророк Божий Иоанн Креститель пострадал до смерти за обличение в прелюбодеянии царя Ирода и его сожительницы Иродиады. Последняя просит отсечь голову Иоанну в награду за танец своей дочери. 

Точно так же в современном мире жертвами нецеломудрия становятся миллионы неродившихся младенцев – будущие матери как бы погружаются в состояние оцепенения и окамененного нечувствия, совершая детоубийства. Прозревая и приходя с покаянием к Отцу Небесному, многие из них недоумевают – как могли они дойти до такой жестокости. Но еще Ф.М. Достоевский написал: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Если целомудренный человек есть сосуд Божественной Благодати, то страстное и безблагодатное сердце становится жилищем духов злобы поднебесной. 

Целомудренный не способен на предательство. Неслучайно история сохранила слова немецкого эскулапа, сказанные во время Второй мировой войны по поводу русских девушек: «Страну, в которой такие целомудренные девушки, победить невозможно». 

И наоборот, многие выдающиеся воины терпели крах и погибали, открывая сердце страстям. Достаточно вспомнить ассирийского полководца Олоферна, которому отсекла голову еврейская красавица Юдифь, а если говорить о литературных образах – Андрия, младшего сына Тараса Бульбы, который ради прекрасной панночки отрекся от родины и веры. 

Участник Сталинградской битвы архимандрит Кирилл (Павлов) писал: «Христиане уподобляются воинам, которые должны стоять на страже своего сердца, не допуская, чтобы им овладели греховные желания, мысли и всякого рода страсти, потому что это опаснее всякого внешнего врага»7

Кто родится чистый от нечистого? 

В древности Закон Моисея предписывал до смерти побивать камнями совершивших грех прелюбодеяния или содомский грех. Аналогичная участь ожидала новобрачных женщин, не сохранивших девства до замужества. В свою очередь мужчина, завладевший насильно девицей, должен был жениться на ней, заплатив штраф отцу (см.: Втор. 22:20–28). Считалось, что прелюбодей грешит против целого рода, за его грех будут расплачиваться дети, внуки и правнуки. «Кто родится чистый от нечистого?» – задает вопрос праведный Иов. И сам же отвечает: «Ни один» (см.: Иов. 14:4). «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»(Исх. 20:5–6), – читаем в Священном Писании. 

«Примеры из агиографической письменности удостоверяют нас в том, что человек награждается природными добродетелями за благочестие и благородство родителей и что личности, предназначенные Богом для исключительного и высокого служения, обильно одаряются Им природными талантами и способностями»,  – пишет архимандрит Платон (Игумнов)8.

В Новом Завете отношение к нравственному закону претерпевает изменения: выше закона может быть только любовь. Центром всей духовной жизни человека становится покаяние. Когда Спасителю привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, Он говорит: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень» (Ин. 8:3–11). В то же время Господь повелевает женщине оставить грех: «Иди и впредь не греши»(Ин. 8:11). Более того, Он устанавливает планку добродетели еще выше, говорит о чистоте сердечной, а также о нерасторжимости брака – кроме вины любодеяния: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй» (Исх. 20:14; Втор. 5:18); «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27). 

Педагогика святости

Церковно-педагогические источники свидетельствуют: воспитание целомудрия у ребенка начинается до его рождения, а успех во многом зависит от сердечной чистоты родителей. С древнейших времен и по сей день Церковь настаивает на сохранении девственной чистоты юношей и девушек до брака, что, по мнению святого Паисия Афонского, является предпосылкой создания крепкой семьи, рождения здоровых благодатных детей (хотя в современных условиях чаще говорится о покаянии жениха и невесты за предыдущую нецеломудренную жизнь перед совершением Таинства Брака).

Константин Маковский. Под венец (фрагмент). 1884

Константин Маковский. Под венец (фрагмент). 1884

Целомудрие, связанное с чистотой сердца, по сути со святостью, человеческими силами взрастить невозможно, а потому христианские педагоги советуют с младых ногтей приучать детей к молитве и участию в богослужениях, церковных Таинствах. «Мы желали бы, чтобы ни одно русское дитя не было лишено святого, отрадного, воспитательного влияния Православной Церкви»9, – пишет К.Д. Ушинский.

На вопрос «Как воспитывать детей в чистоте в современном мире?» основательница приюта «Отрада», игумения Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря в Малоярославце матушка Николая (Ильина) отвечает: «Важны частая исповедь и Причастие – как противоядие всему, что обрушивается на детей в школе, через СМИ. Наши девочки, конечно, на службу ходят чаще, чем обычные дети, исповедуются и причащаются раз в неделю, а постом еще чаще»10. Игумения Николая рассказывает об интересной педагогической традиции приюта: «Девочки выбирают себе любимую сестру, духовную наставницу, которая подчас оказывается ближе, чем мама, – и ей рассказывают о себе все. Цель таких бесед – поведать о своих духовных переживаниях и ошибках»11. Такого рода рефлексия открывает путь к самопознанию и самосовершенствованию, без которых невозможно возрастание в добродетелях. 

Светские педагоги также приходят к выводу о том, что определяющим в формировании нравственности является самосовершенствование человека. Прямолинейный и непосредственный способ внести моральные принципы в сознание взрослеющего ребенка, так называемое морализаторство, ничего, кроме отторжения, не вызывает. Важно воодушевить маленького человека красотой нравственного примера и нравственного подвига. 

Формирование добродетели целомудрия – процесс, который имеет сокровенный характер и продолжается в течение всей жизни, – сопряжено со многими взлетами и падениями. Поэтому педагогические усилия родителей, воспитателей и священников могут иметь отдаленный эффект, а важным педагогическим средством воспитания целомудренных детей остается пожизненная молитва родителей.

Еще одна особенность педагогического процесса: воспитатели (родители и педагоги) могут оказаться менее добродетельными, чем чистые сердцем воспитанники. Это обязывает взрослых со смирением воспринимать роль учителей нравственности, стремясь к собственному возрастанию в добродетелях.

Воспитание с учетом пола

Становление добродетели целомудрия предполагает, что дети воспитываются с учетом пола: мальчики – мужественными и ответственными, как будущие отцы семейства и защитники отечества, девочки – женственными и терпеливыми, как будущие жены и матери. 

Уже в три года психологи советуют делать акцент: ты – девочка, а ты – мальчик. На эту тему размышляет заслуженный учитель России, педагог-психолог высшей категории Т.В. Воробьева: «Какой должна быть девочка? Самой терпеливой. Семья во многом зиждется на терпении женщины. Сумеет ли она все преодолеть, пройти бедность, подчас падение супруга, не самого талантливого, не самого перспективного, предприимчивого? Если сумеет любить того, кто дан Богом, – семья будет сохранена. Девочка, прежде всего, это – чуткость, это – забота, внимание. Это – умение действительно делать всё. Не тогда, когда спохватываются: а как бы мне яичницу пожарить или постирать мужу рубашку, которая полиняла в машине… Всему этому надо учить – с самого раннего детства. И это – не гендерное воспитание, а воспитание девочки, девушки, жены и матери»12.

В дошкольном возрасте начинается трудовое воспитание малышей. Дети, как правило, охотно помогают по хозяйству – с удовольствием моют посуду, подметают и пылесосят, возятся на грядках и т.д. В этом возрасте у них должны появиться первые обязанности – полить любимый цветок, протереть пыль, убрать постель… 

В играх закладывается будущая личность, образ жизни, мировоззрение. «Игра – это подражание жизни, как ее понимают дети. Они отражают здесь то, что усвоили, заметили из окружающего. И значит, направляя их жизнь в играх, родители направляют линии их нравственной жизни. Честный в играх станет честным и в жизни. Лживый в игре и в жизнь перенесет ложь. Уступчивый, снисходительный в игре будет таким же и в жизни. Себялюбивый, с захватническими замашками ребенок и в жизни будет эгоистом и хищником», – отмечает педагог и богослов Г.И. Шиманский13

П.Ф. Каптерев еще в конце XIX века с возмущением писал о том, что производители игрушек ставят свои коммерческие запросы выше интересов развития детей, сохранения их психики. Чем хитрее игрушка, тем, по мнению педагога, больше пассивное удовольствие ребенка, разрушающее его творческие способности. К числу такого рода развлечений можно отнести современные компьютерные игры, разного рода интернет-ресурсы, развивающие детскую зависимость. 

Детские книги, по мнению православных психологов, должны быть нравственными, хорошо изданными (красивыми) и доступными для восприятия. Огромный педагогический потенциал содержится в Священном Писании и агиографической литературе: рассказы о земной жизни Спасителя, жития святых могут быть использованы как примеры для подражания. 

Современные духовники отмечают, как важна для становления добродетелей детская одежда. По мнению протоиерея Валериана Кречетова, брюки на девочках способствуют их эмансипации, развитию худших мужских качеств, желания командовать. Женственные наряды на мальчиках развивают в них худшие «женские» черты: слабоволие, эмоциональную неустойчивость. 

Советский педагог А.С. Макаренко пишет, что в подростковый период для становления добродетели целомудрия немалое значение имеют режим труда и отдыха, достаточные физические нагрузки ребенка, разумный контроль со стороны родителей. Развращение, по его мнению, начинается с беспорядочной жизни, неконтролируемых встреч мальчиков и девочек, безделья и скуки. 

«О каком можно говорить воспитании, если сын или дочь встают и ложатся, когда вздумается или когда придется, если по вечерам они гуляют неизвестно где или «ночуют у подруги» или «у товарища», адрес которых и семейная обстановка просто неизвестны»14, – рассуждает Макаренко в знаменитой «Книге для родителей». 

Педагог пишет о разрушительном влиянии на детское целомудрие нецензурной лексики: «Сущность этого несчастья не в том, что обнажается перед мальчиком половая тайна, а в том, что она обнажается в самой безобразной, циничной и безнравственной форме»15

«Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не общайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется»16, – в IV веке советовал авва Дорофей. 

Старцы XX века (архимандрит Иоанн (Крестьянкин), святой Паисий Святогорец) также рекомендуют подросткам и юношам не водить дружбы с девочками и девушками: сам возраст создает трудности, юность использует искуситель. «Поэтому для юноши предпочтительнее, чтобы за его духовное благоразумие и чистоту девушки считали его даже глупым, и таким образом взять на себя этот тяжелый крест»17, – пишет святой Паисий. 

«Не ходи в дом девушки, на которой ты не собираешься жениться», – рассказывает о завете своего отца-священника протоиерей Валериан Кречетов. 

Доктор педагогических наук, исследователь педагогической православной культуры С.Ю. Дивногорцева обобщает средства воспитания добродетели целомудрия следующим образом: 

«а) со стороны тела не должно быть изнеженности, слишком сытных кушаний и т.п. Наоборот, необходимо благоразумно укреплять тело, приучая его к умеренности и упражняя в терпении и лишениях;

б) со стороны духа не должно быть осквернения юношеского воображения лицезрением соблазнительных картин, чтением соблазнительных романов, посещением соблазнительных представлений и т.п.; <…>

в) обязательным должно быть попечение о сохранении детской стыдливости; <…> 

г) протоиерей В. Зеньковский рекомендовал, идя навстречу подрастающему поколению, вести беседы с молодыми людьми, давая духовную установку в вопросах устроения жизни пола. Необходимо, считал он, показывать им, что путь чистоты с точки зрения Православия не есть утопия, наивность или уход от современной жизни, наоборот – это путь трезвого устроения силы пола;

д) самым же действенным средством является сыновний страх к Богу. Как можно чаще необходимо повторять ребенку о том, что Бог видит его везде, что ни мрак ночи, ни отдаленность места не могут укрыть его от всевидящего ока Бога, Он видит сердце и знает каждую мысль»18.

Лучше быть целым и здоровым

В заключение еще раз отметим, что понятие «целомудрие» связано с этимологическим значением слов «целый» и «мудрый», указывая на неповрежденный ум человека, его целостность и здоровье. 

В православной педагогике главным воспитателем целомудрия считается Церковь, важными воспитательными средствами – благодатные Таинства, молитва, добрый пример (в первую очередь родительский). Апостол Павел предупреждает христиан: «Худые сообщества развращают добрые нравы»(1 Кор. 15:33). Помня об этом, православные педагоги советуют по возможности удалять детей от развращающих компаний, хранить их чувства от нецеломудренных образов, замещая образами святыми и чистыми. 

Плодом добродетели целомудрия являются не только нравственное здоровье человека, его семейное счастье, но и сильное государство. Человек, стяжавший целомудрие, встал на путь святости, приобщился к радостной, благодатной жизни уже на земле. 

«Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя», – говорил преподобный Серафим Саровский, указывая на то, что и «вирус» духовного здоровья может быть привлекательным и заразительным в хорошем смысле этого слова.

Ольга Каменева

Иоанн Лествичник, прп. Лествица. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 321.

Николай (Хаджиниколау), митр. Великая Четыредесятница: путь, цель, награда / пер. с греч. прот. Василия Петрова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 77–78.

Ефрем Сирин, прп. Творения: в 8 т. Т. 1. – М.: Изд-во Московской Патриархии; Отчий дом, 1995. С. 546.

Сорокин П.А. Американская сексуальная революция. – М.: Проспект, 2006. С. 12.

Щелканов Ю.М. Доклад заведующего лабораторией вирусологии ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН на Ученом совете Дальневосточного Федерального университета. https://youtu.be/i_U0_pVY7wU.

6Панарин А.С. Православная цивилизация. – М. : Институт русской цивилизации, 2014. С. 865.

Архимандрит Кирилл (Павлов). О грехах и добродетелях. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. С. 194.

Платон (Игумнов), архим. Нравственное богословие. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. С. 321.

Ушинский Константин. Моя система воспитания. О нравственности. – М.: АСТ, 2018. С. 313.

10 Каменева О.Л. Будьте совершенны // Покров. 2017. №3. С. 59.

11 Там же. С. 59–60.

12 Воробьева Т.В. Слово «мама» дорогое // Покров. 2015. №3. С. 37.

13 Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви. – М.: Даниловский благовестник, 1997. С. 496.

14 Там же. С. 189.

15 Там же. С. 192.

16 Авва Дорофей, прп. Как возрастать духовно. Поучение пятое (пятница). Гл. 33. – М.: Святитель Киприанъ, 2002. С. 378.

17 Паисий Святогорец. Слова. Т. I. С болью и любовью о современном человеке. – М.: Святая Гора, 2010. C. 281

18 Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям: в 2 ч. Ч. 1 Введение в педагогическую специальность. Теория и методика воспитания. – М.: ПСТГУ, 2004. С. 91–92.

Комментарии закрыты