К 660-летию со дня рождения преподобного Андрея Рублева

Одной только иконы «Святая Троица» было бы достаточно, чтобы ее гениальный творец навечно вошел в историю мировой культуры. Андрей Рублев – имя, ставшее символом Святой Руси, символом древнерусского искусства. Что мы знаем о жизни величайшего иконописца? Увы, очень и очень мало. Достоверно известно, что он автор икон и фресок Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора в Звенигороде, Успенского собора во Владимире на Клязме, Спасо-Андроникова монастыря и Троице-Сергиевой Лавры, где и была создана икона «Святая Троица».

Год рождения Андрея Рублева неизвестен, но на основе изучения косвенных данных, сопоставления множества фактов, ученые пришли к выводу, что Рублев дожил до глубокой старости и определили дату его рождения – 1360 г.

Андрей Рублев расписывает Спасский собор

Андрей Рублев расписывает Спасский собор

Практически нет никаких сведений о его родителях. В житии этого святого говорится: «Сей нареченный святый Андрей прозванием Рублев просиял в земле Русской во дни славных благоверных великих князей Дмитрия Ивановича Донского и сына его Василия Дмитриевича. Родился же он от благородных и благочестивых родителей». Какие предположения делают биографы художника? Фамилия Рублев, возможно, происходит от денежной единицы – рубль, значит отец Андрея мог быть купцом, торговцем. Если же от слова «рубель» – инструмент для накатки кож, то отец его был ремесленником. Но фамилия Рублев (или «прозвание», как говорится в житии) могла произойти от места жительства, от деревни или села Рублева.

Андрей Рублев. Буквица Евангелия Хитрово

Андрей Рублев. Буквица Евангелия Хитрово

Главное – ученые не сомневаются, что Андрей Рублев рос и учился иконописному мастерству на московской земле. Где конкретно? Здесь мнения расходятся. Одни считают, что школу мастерства будущий иконописец прошел в мастерской московского Симонова монастыря, который был в то время известным художественным центром. Другие – что в мастерской Троице-Сергиева монастыря, третьи – что в кремлевской великокняжеской мастерской. Вопрос этот до сих пор не решен.

Андрей Рублев был монахом, мирское имя неизвестно, как и место пострижения художника. Скорее всего, это был Спасо-Андроников монастырь, основанный в 1358–1359 гг., старцем которого Рублев был в конце жизни. В житии Преподобного Сергия Радонежского о Рублеве написано следующее: «Андрей иконописец преизрядный и все превосходящ в мудрости зелне, седины честны имея».

Евангелист Лука. Книжная миниатюра Андрея Рублева

Евангелист Лука. Книжная миниатюра Андрея Рублева

Теперь вспомним, в какое время жил иконописец. На его глазах произошло историческое событие – Куликовская битва. Русские князья, объединившись под руководством великого князя Московского Дмитрия Ивановича (прозванного позже Донским), разбили войско татарского хана Мамая. Возможно, что Андрей Рублев был не только свидетелем, но и участником этого сражения. Он видел и набег на Москву в 1382 г. хана Золотой Орды Тохтамыша и вторжение на Русь хана Едигея. В то время, когда совершались эти и другие нападения на удельные княжества, русские князья соперничали между собой. Были и другие беды – голод, чума, пожары. В такую жестокую пору и формировалось сознание Андрея Рублева.

И вот первое достоверное свидетельство. Под 1405 г. московская Троицкая летопись 1412–1418 г. сообщает: «Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю». Анализ летописного текста позволяет предполагать, что Рублев – коренной москвич, что монашеский постриг художник принял незадолго до 1405 г. (чернецами обычно называли новопостриженных монахов), что он младший из членов артели, поскольку назван последним. Но вместе с тем участие в почетном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублева как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.

Преподобный Андрей Рублев. Икона

Преподобный Андрей Рублев. Икона

Роспись 1405 г. просуществовала недолго, так как уже в 1416 г. Благовещенская церковь была полностью перестроена. Но сохранились иконы из иконостаса Благовещенского собора. До начала 1980-х гг. семь икон праздничного ряда (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим)рассматривались большинством специалистов как произведения, принадлежащие кисти Рублева. Однако в более поздних исследованиях доказано, что все убранство интерьера Благовещенского собора погибло во время пожара Москвы 21 июня 1547 г. Сегодня преобладает точка зрения, что деисусный чин и праздники были привезены в Кремль после пожара из двух разных храмов и что все иконы деисуса написаны выдающимся греческим художником, возможно Феофаном Греком.

Второе упоминание Андрея Рублева относится к 1408 г. Та же Троицкая летопись сообщает, что вместе с иконником Даниилом Черным Рублев 25 мая приступил к росписи Успенского собора во Владимире. Приведу этот текст полностью: «Мая в 25 начаша подписывати церковь каменую великую соборную святая Богородица, иже во Владимире, повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Имя Даниила летописец поставил на первое место, отсюда можно предполагать, что Даниил был старшим по возрасту и опыту. По свидетельству Иосифа Волоцкого, Даниил был учителем Рублева в живописном мастерстве. Тесная духовная связь двух иконописцев – «сопостников» сохранялась до самой смерти.

Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII в. при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. Стенопись 1408 г. в соборе сохранилась частично; это единственный документально подтвержденный и точно датированный памятник в творческом наследии художника.

Спас Вседержитель. Икона Андрея Рублева из Звенигородского чина

Спас Вседержитель. Икона Андрея Рублева из Звенигородского чина

Исследователи среднерусского искусства утверждают, что именно во фресках владимирского Успенского собора обнаруживается отход от византийских канонов и традиций, формируются традиции чисто русские. Русские иконописцы старались зародить в грешном человеке не страх перед Страшным судом, а надежду на милосердие Спасителя. Это отразилась и в трех иконах из деисусного, так называемого Звенигородского чина, единодушно приписываемых исследователями кисти Андрея Рублева, – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Иконы были обнаружены известным реставратором Григорием Осиповичем Чириковым под грудой дров в сарае при Успенском соборе на Городке в Звенигороде в 1918 г. Авторская живопись по окончании реставрационных работ предстала в нетронутом поздними подновлениями и прописями виде. Именно с этих творений начался расцвет русского иконописания. С приходом Рублева московская живопись окончательно освободилась от византийских влияний.

И вот последний заключительный этап жизни художника, вершина его творчества – создание им иконы «Троица Ветхозаветная». Вот как это произошло. Игумен Троице-Сергиева монастыря, ученик и последователь Преподобного Сергия Радонежского, Никон в 1424 г. решил возвести белокаменную Троицкую церковь – центральный храм монастыря. Для его постройки пригласили лучших мастеров. Он упросил Андрея Рублева вместе с другом его Даниилом Черным (они были в то время в Андрониковом монастыре) расписать собор и иконостас. А Андрею поручил написать «Троицу». Икона создавалась в «похвалу Сергию» и по его завету «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Андрей Рублев приступил к работе, имея за плечами большой опыт и необыкновенное мастерство. Любимым занятием его было любование иконами. Церковный писатель и основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий писал, что через созерцание икон Андрей Рублев и Даниил Черный возносились своими мыслями «к невещественному и божественному свету», поэтому лицезрение икон всегда было для них праздником, наполнявшим их сердца «божественыя радости и светлости».

Художник работал над «Троицей» вдохновенно и радостно. Историческая канва рублевского шедевра – библейское предание о явлении Бога Аврааму и его жене Сарре под видом трех мужей, о предсказанном Аврааму рождении сына.

Сюжет этот не нов. И обычно иконописцы, предшественники русского мастера, следуя давней ветхозаветной традиции, изображали на иконах хозяев за хлопотами, их слугу, на столе изображали посуду, угощения, состоявшие из заколотого тельца, лепешек, молока и сливок. Андрей Рублев отказался от давних традиций. Все внимание он сосредоточил на трех прекрасных Ангелах за столом, а на столе одна чаша с головой жертвенного тельца – прообраз Гроба Господня. Чашу благословляет Ангел, олицетворяющий Сына. Голова его склонена к Ангелу, олицетворяющему Отца. К Отцу склонил голову и третий Ангел, олицетворяющий Духа.

Изображения, сопровождающие Троицу, проникнуты христологической символикой. Дуб позади среднего Ангела – «древо вечной жизни» – указывает на функцию второго лица Троицы как Слова, творческого начала Вселенной. Это прообраз Креста и символ Воскресения. Гора – библейский образ возвышения духа, символ Фавора, где ученикам открылось божество Христа и символ священной горы Сион, где был основан иерусалимский храм. Дом – образ богопознания, прообраз Дома Божиего – Церкви.

Троица Андрея Рублева

Троица Андрея Рублева

Исследователи этого шедевра не устают повторять, что «Троица» – возвышенный вдохновенный гимн добру и согласию, что в основе философского замысла этого бессмертного творения – мысль о могущественной и всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности. В «Троице» все прекрасно: и плавные очертания легких изящных фигур, и доверчивые кроткие лица, и плавные движения рук. И, конечно, божественный свет, исходящий от иконы.

«Троица» привлекла и привлекает внимание многих исследователей, каждый из них стремился проникнуть в мир Андрея Рублева. Из множества суждений приведу одно, чрезвычайно яркое и глубокое. Принадлежит оно священнику Павлу Флоренскому – русскому религиозному философу, богослову и ученому энциклопедисту. Он писал: «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору безконечный, невозмутимый, нерушимый мир. Вражде и ненависти противопоставлялась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от «Троицы» Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь, более небесную, чем само земное небо, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг перед другом покорность мы считает творческим содержанием «Троицы».

Знаменитый Стоглавый собор в 1551 г. постановил: «Писать же живописные иконы з древних образцов… как писал Андрей Рублев».

Еще одна грань необыкновенного дарования этого непостижимо талантливого человека – книжное дело. Андрей Рублев занимался оформлением рукописных книг и делал это с непревзойденным мастерством. Более того, есть обоснованное предположение, что Андрей Рублев, творец прославленной «Троицы», возглавлял книгописную мастерскую в Троице-Сергиевом монастыре. Общий вид мастерской запечатлен на миниатюре рукописи «Житие Сергея Радонежского» XVIвека. За длинным широким столом на скамьях с подножьями сидят монахи-переписчики. Перед ними на столе две чернильницы, нож, свернутые свитки и книги. Слева Епифаний – автор «Жития».

Рублеву приписывают создание прекрасной по оформлению рукописи «Евангелие Хитрово». Название свое оно получило по имени знатного боярина Богдана Матвеевича Хитрово, которому эту книгу «пожаловал» в 1667 г. царь Федор Алексеевич. Боярин в свою очередь пожертвовал Евангелие в Троице-Сергиев монастырь – «ради древнего письма».

Самое замечательное в этом Евангелии – восемь цельнолистных миниатюр, на которых изображены авторы книги – евангелисты Матфей, Лука, Марк, Иоанн – и их традиционные символы: орел, Ангел, лев и бык. Лучшей миниатюрой называют фигуру Ангела, нарисованного в круге – символ евангелиста Матфея.

На страницах рукописного текста – заставки и раззолоченные буквицы, очень смелые, везде разные. Особенно поражают буквицы с голубыми дракончиками.

Исследователь творчества Андрея Рублева Н.А. Демина констатирует: «Все изображенное, от юношески сильного, задумчивого Ангела с книгой в руках (символ человека в его стремлении к знанию)… до голубой цапли, как бы размышляющей над кротко взирающим на нее змеем, до подвижных букв из гибких стилизованных растительных элементов, полно ясности, силы и всеобъемлющей ласковости».

Принимал участие в оформлении книг преподобный Андрей Рублев и в Спасо-Андрониковом монастыре. В этой обители вскоре после ее основания была налажена переписка книг, сложилась своя, так называемая «андрониковская» школа письма. Особое внимание уделялось искусству оформления рукописей. Некоторые из них сохранились. Это прежде всего Евангелие, текст которого украшают многочисленные оригинальные инициалы, изображающие птиц, рыб, змей и фантастических животных. В рукописи имеется только одна миниатюра, но по своим художественным достоинствам она столь значительна, что исследователи связывают ее с кругом Андрея Рублева. Миниатюра изображает Вседержителя на фоне квадрата с острыми вытянутыми углами, за ними идут три сферы, написанные в голубых тонах, усеянные золотистыми звездами. От фигуры Христа исходят тонкие золотистые лучи. Замечательна и орнаментальная заставка с растительными узорами на золотом фоне.

После завершения работ по росписи Троицкого собора и создания «Троицы» Андрей Рублев вернулся в свою родную обитель. Произошло это, вероятнее всего, в 1427 г. И здесь он продолжал трудиться, создал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

В 1430 г. великий русский художник закончил свой земной путь и был погребен на территории монастыря.

Существует старинная миниатюра, на которой изображен Андрей Рублев. Сидя на лесах, он пишет фреску над входом в собор.

Алексей Глухов в 1945 г.

Алексей Глухов в 1945 г.

Каково значение творчества Рублева? Из множества суждений приведу образное замечание историка искусства М.В. Алпатова: «Андрей Рублев был для своих современников тем, чем в XIXстолетии стал для России Пушкин. На поэзию мировой скорби мы отвечаем стихами Пушкина с его жизнерадостным восприятием мира, мудрой простотой, эллинским чувством прекрасного». Нечто подобное в давние годы произошло и с иконником Андреем Рублевым. На вражеские набеги, удельные раздоры, глад, мор и неустройство живописец ответил созданием «Троицы», излучающей вечный духовный свет.

Андрей Рублев канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г. Память преподобного Андрея Рублева совершается 13/26 июня и 4/17 июля.

Основные даты жизни и творчества:

Около 1360 г. – родился Андрей Рублев.

До 1405 г.  – принял монашество с именем Андрей.

1405 г. – работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей.

1408 г. – вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире.

1408–1422 гг. – создание Звенигородского чина.

1422–1427 гг. – совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря; написан храмовый образ Святой Троицы.

1427–1430 гг. – создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

29 января 1430 г. – скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре.

Алексей Глухов

Справка

Алексей Гаврилович Глухов (12.02.1925–2015) – журналист и писатель, историк книги, библиотечного дела, заслуженный работник культуры РСФСР (1984), участник Великой Отечественной войны.

Комментарии закрыты