Весной 2010 г. жители города Елань Волгоградской области обрели редкую Августовскую икону Божией Матери – покровительницу донских воинов. Святыня хранилась в старом сарае частного дома. Еланский краевед Евгений Воротников сообщил, что на иконе сохранился нетронутым лик Божией Матери с младенцем, остальные же образы стерлись от времени. Находкой заинтересовались специалисты. Каковы же были изумление и радость, когда эксперты признали в ней старинную, считавшуюся утраченной, редчайшую икону Божией Матери Августовскую.

Помощь Заступницы Небесной

«Первая мировая война началась вскоре после революционного движения 1905–1907 гг., – начинает свой рассказ историк Олег Меркулин. – В массе народ сознавал, что война – Божий суд и в бой надо идти с чистой совестью».

Молитва возносилась не только в тылу, но и на фронте. Русский солдат всегда отличался набожностью, чувствовал святость своего дела и отличался бесстрашием. При любой возможности солдаты и офицеры Русской Армии участвовали в богослужениях в тех церквях, что оказывались на их воинских путях. Молитвы, возносившиеся православными в тылу и на фронте, не остались без отклика. И одним из проявлений милости Божьей было явление Богородицы русским воинам в сентябре 1914 г. на Северо-Западном фронте. Известно, что наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 г., начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Юрий Николаевич Данилов, наши армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах.

«В начале сентября русские войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте, – продолжает Олег Николаевич, – 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города Августова в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. В это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу – явление в небе Божией Матери русским воинам».

Основной удар германским войскам наносила 10-я армия генерала В.Е. Флуга, выполнявшая задачу по вытеснению противника из Августовских лесов. Боевые действия в лесистой местности не позволяли немцам использовать их преимущество в тяжелой артиллерии. В своих мемуарах участник этих боев офицер Генерального штаба Б.Н. Сергеевский написал: «…германцы бросили в южном направлении ряд колонн, которые должны были задержать русское наступление. Колонны эти, наступая, совершенно перемешались в лесах с русскими колоннами, из которых одни двигались с юга, а другие с востока. В результате получился «слоеный пирог», в котором каждой русской и германской части приходилось действовать вне связи друг с другом и со своим командованием».

В небе над одной из русских частей в Августовском лесу и было видение Божией Матери – в сентябре 1914 г.

Укрепление красочного слоя на Августовской иконе Божией Матери

Укрепление красочного слоя на Августовской иконе Божией Матери

Краткое описание этого чудесного события, как рассказывает Олег Меркулин, дано генералом Ш. в письме, написанном им 18 сентября: «…После нашего отступления нашему офицеру, с целым полуэскадроном, было видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с растерянным лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось на большой крест и скрылось».

После этого разыгралось сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой. К счастью, до наших дней дошло и еще одно документальное свидетельство этого чудесного явления. Полковник А.А. Егоров, командовавший в чине поручика конными разведчиками 30-го Сибирского стрелкового полка, так описал это событие: «…17 сентября 1914 г. по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне пришлось стать причиной жестокого, возможно, за всю войну единственного расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника. …Я часто думаю о том, что отнесись наша кавалерийская разведка халатнее к своему делу, а немецкая прояви большую заботливость и инициативу – и на месте разбитых оказались бы не немцы, а мы. Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта».

Память о чудесном событии

О заступничестве Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и кратким поясняющим текстом об этом событии. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». По имеющимся сведениям, большинство из них были отпечатаны в 1915–1916 гг. Неизвестным иконописцем по заказу донских казачек была написана икона Божией Матери Августовская. Сохранилась запись о создании этой иконы и надписи на ней: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов Василия, Семеона, Иоанна, Евсевия, Стефана, Иоанна, Василия, Александра, Иоанна, Алексия, Иоанна, Василия, Иоанна, Сергия, Андрея, Александра, Феодора, Стефана, Сергия, Феодора, Иоанна, Тихона, Николая, Петра, Тихона, Петра, Иоанна, Власия, Алексия, Александра, Иоанна, Трофима, Макария, Иоанна, Василия, Исаака, Петра, Кириака, Иоанна, Александра, Иоанна, Максима, Петра, Феодора, Тихона, Трофима, Александра, Павла, Василия, Николая, Даниила, Павла». Всего указано 52 имени воинов-казаков. Также приведена дата написания иконы – 1915 г. 12 ноября. Высота иконы – 107 см, ширина – 70 см. Выполнена предположительно маслом. Имя иконописца и место написания иконы достоверно не известны.

Были созданы около 15 списков иконы. Один из них – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижней церкви храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» – хранится в Государственном Историческом музее. Она экспонировалась в Берлине с 13 мая 2004 г. в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914–1918. Опыт – воспоминания – память». Имеются иконы, посвященные этому Чуду, на Урале, в Сибири, на Украине, в Белоруссии. В Белоруссии они обычно называются «Свеча Августовская» или носят то же название, что и икона в храме Христа Спасителя в Москве.

Революционные годы надолго отбросили память об этих иконах, не успевших получить достаточно широкого распространения, хотя весть об Августовской победе в то время всколыхнула всю Россию. Наступили времена безбожья. А первообраз был безвозвратно утрачен.

Второе рождение первообраза

«Недавно появилась информация, что уникальную Августовскую икону Божьей матери, покровительницу донских воинов, отыскали в селе Мачеха Еланского района Волгоградской области, – рассказывает протоиерей Олег Кириченко, член Общественной палаты Волгоградской области. – Старожилы утверждают, что икона принадлежала их земляку, участнику казачьего отряда начала прошлого века. В советские времена он спрятал и сохранил святыню в укромном месте. После его смерти, родственники не смогли ее отыскать. И только, когда стали переделывать старое подворье, нашли «схрон» под старым сараем и извлекли образ. Немолодая уже прихожанка передала святыню отцу Кириллу, местному священнику. Конечно, икона нуждается в реставрации. Краска потускнела, многие образы повредились от времени, но (о, чудо!) на иконе сохранился нетронутым лик Божией Матери с Младенцем».

Казаки и солдаты с офицерами всех родов войск в изумлении и с трепетом пали на колени перед иконой и стали молиться

Казаки и солдаты с офицерами всех родов войск в изумлении и с трепетом пали на колени перед иконой и стали молиться

Про икону прознали криминальные структуры. В небольшое село началось паломничество сомнительных туристов и все – с расспросами про икону. Батюшка Кирилл так начал опасаться за икону, что вынужден был забрать ее к себе домой. Случайно эту историю услышал один очень известный в Волгограде человек, по рождению казак. Заинтересовался и попросил Владимира Головко – атамана Волгоградского отделения Резервного казачьего войска в составе Всевеликого войска Донского разузнать о судьбе святыни. Так икона прибыла в Волгоград. Если эта святыня – первообраз, то, утверждают эксперты, ей цены нет.

Августовская икона Божией Матери была передана в дар храму Святого Иоанна Предтечи 12 июня 2010 г. Протоиерею храма Олегу Кириченко святыню торжественно вручил мэр Волгограда Роман Гребенников. Сейчас икона реставрируется монахинями-иконописицами в Дубовском Свято-Вознесенском женском монастыре, а затем будет возвращена на постоянное хранение в храм. 17 апреля 2008 г. по представлению Издательского Совета Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери. Празднование установлено совершать 1/14 сентября.

Икона Божией Матери Августовская

«Икона реалистична по своему художественному строю. На ней изображено конкретное событие, которое видели солдаты в Августовском лесу. В небе на облаке, на невидимом для нас престоле сидит Богоматерь, – описывает находку искусствовед Елена Литвинская. – Она немного наклонилась в сторону и жестом левой руки обращается к солдатам, правой прижимает Младенца Христа. Очень выразителен лик Богоматери. На земле изображен большой холм, на нем еловый лес, за холмом долина, кущи деревьев закрывают горизонт. У подножия холма походные палатки, по-походному шатром сложены винтовки штыком вверх. Воины, прижавшись друг к другу, упали на колени — кто кланяется, кто крестится. Только два солдата расположены в глубине, что создает ощущение пространства. Один воин в изумлении взмахнул руками. Этот жест создает эмоциональный строй иконы. Любопытная, вполне реалистичная деталь: у этого воина во время бурного проявления чувств слетела фуражка и лежит рядом. С искусствоведческой точки зрения эта икона замечательна тем, что в ней невольно столкнулись два изобразительных стиля, можно сказать, два мировоззрения. Один — натурный, реалистичный, второй — иконный, надмирный. Иконописец, конечно же, не кончал Академии художеств, а воспитывался в иконописной мастерской, где лики позволяли писать только через тридцать лет, а до этого надо было краски растирать и смотреть, как пишут другие. Посмотрите, с какой любовью написал он видимый мир во всех трогательных деталях, сколько своего чувства вложил иконописец в простых солдат, в их народную, простую молитву. Это изображение сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX в. был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества».

Инга Иванова

Комментарии закрыты